Новости

15.04.2020 18:18
Рубрика: Экономика

Торговля пошла в разнос

Российский рынок интернет-заказов за месяц вырос на треть
Председатель комитета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Алексей Федоров рассказал "РГ", как интернет-магазины и сервисы доставки продуктов справляются с резко возросшим потоком заказов с доставкой на дом.
Россияне должны иметь возможность получить в пунктах выдачи заказов чайник взамен сломавшегося или лампочку взамен перегоревшей. Фото: Сергей Куксин/ РГ Россияне должны иметь возможность получить в пунктах выдачи заказов чайник взамен сломавшегося или лампочку взамен перегоревшей. Фото: Сергей Куксин/ РГ
Россияне должны иметь возможность получить в пунктах выдачи заказов чайник взамен сломавшегося или лампочку взамен перегоревшей. Фото: Сергей Куксин/ РГ

Была ли электронная торговля готова к наплыву клиентов? Ощущается ли нехватка распределительных центров? Есть ли проблемы с передвижением транспорта?

Алексей Федоров: Все, что нам сейчас нужно для бесперебойной работы онлайн-магазинов, - набрать достаточно курьеров. В этом нет проблем. Сейчас не у дел оказалась огромная армия, несколько сотен тысяч работников ресторанной индустрии. Все они уже с санитарными книжками (а они нужны для доставки еды) и могут пополнить ряды курьеров. Просто бизнесу нужны 2-2,5 недели, чтобы из-за возросшего спроса переналадить процесс и перезагрузиться.

Не нужно строить складов. Мы сейчас инвестируем огромные средства в миллион квадратных метров, год будем их строить, а потом как минимум половина окажется не нужна.

Что касается перемещения транспорта, нет ни одного российского региона, где сейчас существовали бы какие-либо ограничения по интернет-доставке.

Кое-где есть небольшие вопросы к работе пунктов выдачи заказов непродовольственных товаров первой необходимости. Это должен быть действительно пункт выдачи заказов, а не торговля непродовольственными товарами через торговый зал. Все его сотрудники должны работать в правильном обмундировании согласно новому времени - маски, щитки, костюмы, перчатки. Тогда проблем не возникает. Я считаю, это правильный подход.

Я уверен, что пункты выдачи заказов должны работать: граждане должны иметь возможность недалеко от своего дома получить чайник взамен сломавшегося или лампочку взамен перегоревшей. Все-таки не все готовы пускать в свой дом курьеров, защищая себя и своих близких от лишних контактов.

Ряды курьеров пополняют оставшиеся не у дел работники ресторанов. Все они уже с санитарными книжками, необходимыми для доставки еды

Насколько бесперебойно работает цепочка поставок импортных товаров?

Алексей Федоров: Международные перевозчики снизили цену фрахта больше чем в два раза. Количество контейнеров, входящих с непродовольственными товарами в Россию, уменьшилось в 2-3,5 раза. Это говорит о том, что, во-первых, рынок гораздо меньше потребляет. И, во-вторых, есть много отраслей, где в принципе потребление умерло.

Например, спортивные товары. Продажи домашнего спортивного инвентаря (хулахупы, гантели) выросли. Люди сидят дома и занимаются спортом. С другой стороны, умер весь outdoor. Сейчас никому не нужны кроссовки: никто не бегает на улице и не занимается в залах. Умерли рынки бижутерии, косметики и парфюмерии. Почти умер рынок одежды.

Зато маркетплейсы, которые продают сразу все, снимают сливки. Например, вырос рынок DIY. У всех интернет-магазинов появились в продаже дрели, перфораторы. Граждане сидят по домам. Они уже выпили все вино, скупили все презервативы. И теперь мужчины начали сверлить и вешать полочки. Вовсю идет торговля садовой техникой. Кто выехал на дачи, приводит их в порядок.

Интернет-торговля в этом году рванула сильно вверх. Раньше люди входили в "Яндекс", чтобы искать товары, а сейчас они заходят в поисковик, чтобы выйти уже на Ozon или Wildberries. В России Google и "Яндекс" перестали быть поисковиком товара, а стали точками входа на маркетплейс.

По вашей оценке, насколько выросли обороты e-commerce за последний месяц?

Алексей Федоров: В среднем, думаю, рост составил 30-35 процентов. Но, например, в DIY рост составил минимум 50 процентов. А в продуктах питания - рост трехкратный. И еще процентов 20 сегмент прибавит.

После изоляции вернутся ли покупатели в физические магазины?

Алексей Федоров: Физических магазинов станет значительно меньше. И закончится эра отдельно стоящих пунктов выдачи заказов какой-либо компании. Не будет ПВЗ Wildberries или ПВЗ "Ситилинк". В каждом доме будет один общий ПВЗ, в который будут доставляться товары всех ретейлеров. У вас будет как бы ваш собственный аккуратный чулан в доме, где появляются товары, которые вам нужны. Это будет очень удобно.

Соответственно, вырастет скорость доставки. Чем больше заказов сделано в одну точку, тем выше скорость доставки. Если у вас в "Москва-Сити" будет 60 тыс. заказов в день, вы их будете доставлять за 15 минут. Потому что мини-распредцентр будет там же, в подвале "Москва-Сити". И курьеру достаточно будет подняться на нужный этаж.

А небольшой бизнес, какие-то локальные аутентичные интернет-магазинчики, они вернутся на рынок? Или все-таки не выживут?

Алексей Федоров: Выживут только те, кто занимается нестандартным, нетипичным товаром. Я это называю "товар без штрихкода". Если на вашем товаре есть штрихкод производителя, то вы обречены. Этот товар привезет большой интернет-магазин. А если вы пошли в "Икею", купили там чашку, взяли лак для ногтей и на этой чашке нарисовали сердечко, то вы только что сделали искусство и можете это продать на каком-то маркетплейсе.

Россия как-то в этом смысле отличается от западных трендов?

Алексей Федоров: Мы отстаем от Запада на 3-4 года. Amazon в Германии занимает сейчас 50 процентов рынка e-commerce. А в текущей ситуации они еще вырастут. И в России в скором времени 2-3 больших маркетплейса тоже займут 50-70 процентов всего рынка. Новые предприниматели не будут создавать свои новые интернет-магазины, а постараются стать частью экосистемы больших игроков.

Без покупателей

Ретейлеры открывают специальные склады для быстрого сбора и доставки заказов - дарксторы (dark store, или магазины без покупателей). В отличие от обычных складов дарксторы не удалены за город, а, напротив, приближены к покупателям. "Дарксторы строятся под быструю доставку онлайнзаказов, что особенно востребовано сейчас, когда ожидание заказа может занимать несколько дней", - рассказал "РГ" президент e-Commerce Russia Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

В случае с дарксторами время доставки в разы сокращается. Однако при условии, что запускается целая сеть таких магазинов. Сегодня в таком формате работает не так много магазинов. Так, онлайн-супермаркет Perekrestok.ru запустил четвертый по счету даркстор. Сегодня он обрабатывает около 500 заказов в день, до конца недели их количество возрастет до тысячи.

"М.Видео-Эльдорадо" активно использует подобный формат. Каждый из магазинов сети работает и как мини-склад, и как магазин. Сотрудники сами собирают онлайнзаказы и отвозят их покупателям.

"Утконос ОНЛАЙН" также открывает даркстор, что позволит увеличить количество ежедневных доставок более чем до 10 тысяч.

Подготовила Екатерина Петрова

Еду оставят без спроса

Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует снижение цен на продовольствие в мире на 2,6% в 2020 году.

Закрытие границ и прекращение поставок продуктов питания в некоторые регионы мира привели к росту цен на муку и рис, крупы, цитрусовые, морепродукты и кофе арабика. Кроме того, многие страны ограничивают экспорт социально значимых продуктов. Однако эффект от нарушения цепочек поставок будет перекрыт снижением покупательской способности, которое сменит ажиотажный спрос, возникший в самом начале кризиса, объясняет профессор РАНХиГС Василий Узун. По прогнозу МВФ, этот кризис будет самым масштабным со времен Великой депрессии. Однако если эпидемию удастся остановить во второй половине этого года, кризис быстро сменится восстановлением. МВФ ожидает падения мировой торговли на 11% в 2020 году и рост на 8,4% в 2021 году.

Экономика Бизнес Фонды, ассоциации и союзы Торгово-промышленная палата России Пандемия коронавируса COVID-19