15.04.2020 17:06
    Поделиться

    Учителя поделились секретами успешного преподавания онлайн

    Как изменилось расписание школьных уроков в связи с переходом на онлайн? На что нужно обратить внимание в первую очередь? Как провести дистанционный урок, чтобы дети не заскучали? "Рецептами" успешной удаленки делятся педагоги московской школы № 904.
    Егор Алеев/ТАСС

    - Главная наша цель - гарантировать бесперебойный и качественный процесс обучения для всех наших учеников, - говорит директор школы Галина Щербакова. - Мы придумали инструкции для педагогов и учеников - они практически с самого начала дистанционной учебы выложены на сайт школы. Учителя обязательно проводили пробные уроки - тренировались друг на друге. Да и сейчас коллеги могут подключиться к урокам, чтобы чему-то поучиться или дать совет. Держим связь с родителями - они всегда могут задать любой вопрос по организации дистанционного обучения и получить ответ. И здесь огромную роль играют классные руководители.

    Кстати, в этой школе решили использовать и дистанционную, и электронную формы обучения. Дистанционные уроки - это общение учителя и ученика в прямом эфире. Электронные - самостоятельная работа школьников по заданиям или письменным комментариям, которые они получают от педагога через электронный журнал-дневник на платформе "Московская электронная школа".

    - Кроме МЭШ, ученики активно используют платформу Российской электронной школы, Московского образовательного канала, сервис "Мои достижения", "Яндекс Учебник", платформу "Просвещение" и другие образовательные сервисы, - добавляет Галина Щербакова. - Все эти онлайн-ресурсы бесплатны и находятся в открытом доступе.

    Чтобы ребята не скучали, сидя по домам, педагоги школы перевели в онлайн и дополнительные занятия, кружки и секции. А сами ученики запустили в соцсетях онлайн-челленджи. Так, старшеклассники придумали виртуальный обмен книгами. К челленджу #сидимдомаскнигой присоединились и педагоги, и родители. Самые маленькие ребята из дошкольных корпусов участвуют в онлайн-марафоне #детскийсадвгостяхуребят. Воспитатели делятся с малышами мастер-классами по изготовлению поделок, а их родители выкладывают видео, как дети выполняют задания. Общешкольный марафон #онлайнсубботник, к радости родителей, тоже стал популярным: ребята выкладывают в сеть фото своих комнат, в которых навели порядок. Двойная польза в том, что собранная в процессе уборки макулатура пойдет на переработку. Сдать ее можно будет после возвращения в школу.

    - Школьникам нужны не только уроки, но и то, что мы называем внеурочной деятельностью, - говорит замдиректора, отвечающий за социализацию и воспитание обучающихся Артем Лимаренко. - Учителя стараются уделять больше внимания общению с детьми, проводят виртуальные классные часы. Хорошо с этим справляются педагоги допобразования. Занятия в кружках и секциях, которые также проходят в режиме онлайн, помогают ребятам легче переносить период вынужденной самоизоляции.

    Марьям Гзогян, учитель начальных классов:

    - Дистанционные уроки для малышей - такое со мной случилось впервые. Мне, конечно, был знаком сам формат - по опыту тех, кто практикует репетиторство онлайн. Но там ты один на один с учеником. А удерживать внимание целого класса - совсем другое дело. Традиционный урок позволяет видеть всех ребят одновременно. По реакции детей я могу понять, что им понятно, а что - не очень.

    В режиме онлайн это сделать сложнее. Поэтому урок я стараюсь строить так, чтобы устное объяснение сопровождалось демонстрацией каких-то наглядных материалов и - обязательно - диалогом с учеником. Ребята, хоть и малыши еще, но стараются с пониманием относиться к ситуации, внимательно слушают, чтобы ничего не упустить. Я постоянно на связи с родителями: знаю, у кого какие пожелания, откликаюсь на просьбы дополнительно провести занятия по сложным темам.

    Константин Николаевич Сицын-Кудрявцев, учитель технологии:

    - В нашей школе есть учебный корпус коррекционной педагогики "Атмосфера". Я провожу уроки для ребят с особыми образовательными потребностями. Технических сложностей у нас не возникло: для подростков привычно общение с помощью различных мессенджеров. Но для нас главное - четкая схема урока.

    Ребята знают, что после объяснения темы обязательно будет опрос. Или, например, мы начали изучать тему "Шиповые соединения". Конечно, приступить к практической части - изготовлению деталей - возможно только в классе, где есть все необходимое оборудование. Зато на дом есть интересное задание: найти и сфотографировать различные виды соединений, которые встречаются в быту, и определить их название. У ребят, которые идут по общеобразовательной программе, в неделю обычно один урок технологии, при этом сейчас акцент сместился в сторону конструирования и робототехники. А для ребят с особыми образовательными потребностями трудовое обучение в расписании - каждый день, и в его основе - столярное дело. Дети любят работу руками. Надеюсь, что в скором времени мы сможем вернуться к полноценному учебному процессу.

    Кстати, на дистанционных уроках ребята в целом ведут себя так же, как и на обычных, даже умудряются "записками" в чате перекидываться".

    Ирина Швецова, учитель музыки:

    - Я работаю с детьми с особыми образовательными потребностями. Переход на дистанционный формат обучения заставил их немного растеряться. Чтобы помочь ученикам, провела перекличку. Классы у нас небольшие, поэтому много времени это не заняло. Поняв, что урок пройдет по знакомому им сценарию, дети стали активно включаться в работу. Я играла на фортепьяно, вместе спели песенку, а затем выполнили различные задания по теме урока. И на обычном занятии, и на дистанционном я стараюсь держать весь класс во внимании. Нельзя работать только с одним учеником, надо стараться, чтобы каждый был в ожидании, что сейчас спросят именно его.

    Анатолий Буянов, учитель географии:

    - Несмотря на некоторые сложности, я считаю наш опыт удачным и полезным. Двадцать минут урок, потом задание. Ограничение это правильное, нельзя чтобы школьники проводили у экранов много времени. Возможность видеть и слышать учеников позволяет быстро понять, насколько хорошо они понимают тему. Как удерживать внимание? Если без сухих фактов не обойтись, я использую сравнения. Например, уточняю, что расстояние в 700 км - это, как от Москвы до Санкт-Петербурга. Контроль и проверка знаний - через ресурсы, рекомендованные московским департаментом образования. Удобно: можно не просто ставить оценки, но и писать комментарий, какую работу над ошибками надо провести. Важно: никто из нас не будет строго относиться к пропуску занятий, если ребенок вдруг не сможет выйти в онлайн. Главное сейчас - сохранить здоровье детей.

    Поделиться