Коронавирус преподал британским школам свой урок

Вот уже скоро месяц как вокруг моего дома воцарилась тишина. Гул ребячьих голосов, перекрывавший шум загруженной транспортом лондонской улицы, в одночасье стих. Это случилось в тот самый мартовский день, когда были приняты жесткие меры карантина, среди которых значилось и закрытие на период эпидемии всех учебных заведений страны.

Три школы, окружавшие наш комплекс жилых домов со всех сторон, вмиг утихли. С этого времени началась беспрецедентная ситуация повсеместного закрытия тысяч учебных заведений Великобритании, отправившей по домам своих школьников. В одной лишь Англии остались дома 8 миллионов учащихся. Аналогичное решение о прекращении занятий в школах приняли Шотландия и Уэльс. Исключение сделали лишь для детей, чьи родители работают в госпиталях Национальной Системы Здравоохранения (NHS), на производствах особой важности, а также для "уязвимых" детей.

Таким образом закрытыми в одночасье оказались 25 тысяч школ Англии, Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии. Та же участь постигла и элитарные высшие учебные заведения Соединенного Королевства. Непосредственно от премьер-министра вышло распоряжение закрыть прославленный Итон, в котором в свое время постигал науки и сам Борис Джонсон. Еще один колледж для элиты - Мальборо - был полностью переведено на обучение в режиме онлайн.

Надо отметить, что решение о закрытии на период эпидемии Британия приняла позже всех стран Европы. Подтолкнуло ее к такому шагу и иное: учащиеся и учителя начали было самовольно оставаться по домам. В итоге правительство согласилось на то чтобы по домам сидели все школьники. Больше того, отменены все экзамены, которые должны были бы в обычных обстоятельствах сдаваться летом. По продиктованному коронавирусом сценарию выпускные оценки будут выставлены в этом году без традиционных финальных экзаменов. Выводить оценки учителя школ станут исходя из усредненного показателя знаний учащегося за период сокращенного эпидемией учебного года. При этом те учащиеся, кто не согласится с "подсчитанными" учителями оценками, получат возможность сдать настоящие экзамены - но лишь после того как снова откроются школы и колледжи страны.

"Подсчитанные оценки" будут, тем не менее, считаться официальными, с тем же статусом, что и у оценок периода "нормальных" прежних лет. Они будут признаны всеми образовательными заведениями страны - и колледжами, и университетами. Представители высших учебных заведений Соединенного Королевства заявили, что сделают все возможное, дабы поддержать будущих студентов, которым выпало заканчивать школу в столь тяжелых нештатных условиях.

Ситуация со школами страны складывается настолько же неординарно, насколько неординарной стала и сама жизнь под гнетом катастрофической эпидемии. В ряде учебных заведений ставка делается на дистанционное обучение школьников. Эксперты утверждают, что дистанционное обучение очень эффективно работает и для высшего образования, и для школьного.

Именно эти методы могут получить самое широкое применение в период эпидемии коронавируса. Самое время перейти на дистанционные видеоуроки, как живые, так и предварительно записанные преподавателем. Спрос будет и на онлайн-библиотеки контента, и на облачные платформы, которые позволяют загружать учебную программу в режиме реального времени. Эта технология позволяет учащимся оставаться вовлеченными в виртуальный "урок", находясь вне традиционной комнаты школьного класса.

К сожалению, дистанционные видеоуроки доступны не всем школьникам. Миллионы малообеспеченных семей не могут позволить себе роскошь приобрести компьютер. Директор одной из здешних школ поручила преподавателю в период закрытия вести все запланированные уроки посредством видеоуроков. Этот преподаватель адресовал вопрос вышестоящим инстанциям и получил следующий ответ: "Вы не можете продолжать активное преподавание, поскольку ваши ученики делят семейный компьютер с остальными членами семьи или потому что у них в доме вовсе нет компьютера".

Надо признать, что это был очень деликатный ответ. Более прямой мог бы содержать куда более горькую правду о том, что в беднейших семьях учащихся может не быть не только компьютера, но нередко - и еды на столе. И что делать с этой "эпидемией", пока тоже неясно.