Проверить положения ГК на соответствие Конституции РФ попросил Сергей Тюрин, который отдал квартиру в залог по просьбе своего знакомого. Тот взял в долг по договору займа 890 тысяч долларов, но деньги в срок заемщик не вернул. И спустя два года заимодатель подал в суд, который обратил взыскание в том числе на заложенное имущество. Доводы защиты о том, что по ГК РФ поручительство прекращается спустя год, если в договоре не указано иное, а кредитор за это время не предъявит иск к поручителю, были отвергнуты.
Изучив обстоятельства дела, судьи КС РФ прежде всего напомнили о своем определении 2017 года - "регулирование обращения взыскания на предмет залога и его реализации должно осуществляться на основе баланса конституционно значимых интересов взыскателей и должников". А достижение такого равновесия возможно при условии ясных и непротиворечивых правовых норм. И установление четкого срока прекращения поручительства обязывает все стороны процесса предвидеть последствия своих действий, иначе "залогодатель, желающий распорядиться своим имуществом, был бы вынужден исполнять обязательство основного должника, притом что кредитор мог и не предпринимать действий по реализации своих прав".
- Следовательно, неопределенность срока существования залога вела бы к непропорциональному ограничению возможности участников гражданского оборота распоряжаться своим имуществом, - указал КС.
Суд также отметил, что на необходимость применения правил указывает определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ, а отказ от этого "противоречил бы принципу поддержания доверия граждан к закону".
Оспоренные положения статьи 335 ГК РФ КС признал не противоречащими Конституции. Они четко регулируют отношения всех участников кредитного договора. Дело Сергея Тюрина подлежит пересмотру.