Поделиться

    Дальневосточники стали активнее пользоваться банковскими онлайн-услугами

    Дальневосточное главное управление Банка России обновило интерактивную карту финансовой доступности округа, впервые представленную два года назад. Карта наглядно показывает, как изменила рынок ДФО цифровизация финансовых услуг. Подробности изучил корреспондент "РГ".
    Инфографика "РГ"/Рафаэль Зарипов

    В начале 2018 года в макрорегионе, занимающем более трети территории страны, всего около 35 процентов населенных пунктов имели отделения банков, либо их жители могли пользоваться всем набором финансовых услуг через интернет, банкоматы и электронные терминалы. Для пяти процентов (небольшие отдаленные села и деревни) эти услуги были практически недоступны, для остальных - доступны частично.

    Стратегия повышения финансовой доступности в России (на 2018-2020 годы) заставила региональные и федеральные банки активно развивать дистанционные сервисы и мобильные приложения. Изменения, произошедшие за два года, впечатляют: на обновленной карте финдоступности ДФО почти исчезли "красные" зоны, означающие практически полное отсутствие банковских услуг. Теперь этим цветом помечены населенные пункты с недостаточным уровнем сервиса. В некоторых регионах, например, в Еврейской автономии, Магаданской области и Чукотском АО "красные" зоны пропали полностью, хотя на отдельных территориях (Якутия, Камчатка, северные районы Хабаровского и Приморского краев) они еще сохранились.

    Этому во многом способствовало устранение цифрового неравенства, ведь дистанционные банковские услуги невозможны без качественного интернета. В настоящее время доступом к нему обеспечены 87 процентов населенных пунктов Дальнего Востока. Это позитивно отразилось на финансовой доступности, несмотря на продолжающееся сокращение количества отделений банков, прежде всего в населенных пунктах с низкой численностью населения. В то же время почти во всех отделениях Почты России по стране, в том числе на Дальнем Востоке, появились отделения "Почта-банка" и терминалы для приема и выдачи наличных денежных средств.

    По данным Дальневосточного главного управления Банка России, в 2019 году количество электронных терминалов на Дальнем Востоке (без учета данных по Забайкалью и Бурятии) превысило 140,8 тысячи единиц. Около трети всех банковских офисов, банкоматов и терминалов сосредоточено в самом густонаселенном регионе - в Приморье. 90 процентов населенных пунктов края обеспечено доступом к интернету, а значит, возможностью пользоваться финансовыми услугами дистанционно. Количество банковских терминалов увеличилось за минувший год до 39 тысяч (на 37 процентов). В 26 населенных пунктах на кассах сельских магазинов установлены платежные терминалы с возможностью снятия наличных денег, их сеть будет расширяться. Такая же работа активно идет и в других субъектах.

    Для Дальнего Востока характерно большое количество населенных пунктов с численностью жителей меньше 250 и даже 100. В них финансовая доступность повышается благодаря дистанционным банковским продуктам

    - Приморье отличается от других регионов округа лучшей инфраструктурой и транспортной доступностью. В целом для Дальнего Востока характерно большое количество населенных пунктов с численностью жителей меньше 250 и даже 100. Тем не менее финансовая доступность в округе повышается благодаря дистанционным банковским продуктам, - отметил начальник Дальневосточного главного управления Банка России Сергей Белов.

    Дальневосточники совершили в 2019 году около миллиарда безналичных операций, в том числе более 340 миллионов - в Приморье. Этот показатель в крае вырос наполовину (в среднем по ДФО рост составляет 41 процент). Одна из причин всплеска - запуск безналичных платежей в общественном транспорте Владивостока. В то же время на четыре процента уменьшилось число операций по получению приморцами наличных средств.

    - Повышение доступности финансовых ресурсов для населения улучшает качество жизни и помогает развивать малый и средний бизнес. У нас осталось три населенных пункта - в Тернейском, Дальнереческом и Лазовском районах, где есть проблемы с интернетом, поэтому банкам зайти туда тяжело, и только "Почта-банк" восполняет этот пробел, - рассказала министр экономического развития Приморского края Наталья Набойченко.

    Все больше дальневосточников, в том числе люди старшего возраста, используют в повседневной жизни безналичные технологии. Дает плоды программа повышения финансовой грамотности населения, проводимая Банком России с 2008-го. Только в минувшем году в ДФО прошло 364 мероприятия в рамках этого проекта.

    Сейчас банковская система России проходит проверку на прочность и доступность в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Жителям страны рекомендовано не выходить лишний раз на улицу. И даже те, кто привык по старинке ходить в банк, вынуждены задуматься об освоении цифровых технологий. Ведь очень многое можно сделать дистанционно в личном кабинете или в мобильном приложении: оплатить услуги ЖКХ и связи, штрафы, покупки. Можно заказать карту, перевести деньги через систему быстрых платежей по номеру мобильного телефона, даже если у отправителя и получателя счета в разных кредитных учреждениях.

    Прямая речь

    Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБР:

    - Финансовый рынок - это не только отношения между экономическими агентами, а прежде всего отношения между людьми. Именно поэтому в центре стратегии Банка России на первом месте стоит способность российского финансового рынка делать жизнь людей лучше, создавать благоприятные условия для функционирования бизнеса и поддерживать экономический рост. Мерилом качества развития рынка в конечном счете является степень удовлетворенности граждан финансовыми продуктами и услугами.

    Поделиться