Что касается Ростовской области, то губернатор Василий Голубев уже подписал распоряжение о жесткой экономии. Региональные власти определили первоочередные расходы областного бюджета во втором квартале. Также стало известно о планах отмены запланированных закупок.
Как объяснили в пресс-службе губернатора, региональный бюджет был сформирован в условиях благоприятного развития экономики. Но после того, как ситуация изменилась, появилась необходимость скорректировать расходы, защитив самые важные статьи. При этом уже назван потенциальный ущерб, который понесет регион.
"Мы просчитываем наши возможности в складывающейся ситуации. Только по предварительной оценке, потери бюджета Ростовской области в 2020 году могут составить от 17 до 20 миллиардов рублей", - отметил Василий Голубев.
Уже известно, что в число первоочередных бюджетных расходов и защищенных статьей входят, например, зарплата, меры социальной поддержки, обеспечение занятости и обязательное медицинское страхование неработающих жителей области. Также отмечается, что региональный бюджет продолжит выполнять обязательства в дорожной и транспортной отраслях. Кроме того, сохранится финансирование нацпроектов, а также тех мероприятий, средства на которые поступают из федерального бюджета.
При этом отменяется или переносится на более поздний срок большинство госзакупок, которые не связанны с выполнением антикризисных мероприятий.
Судя по всему, режим экономии затронет не только областной бюджет. Главам муниципалитетов тоже рекомендовано принять аналогичные антикризисные меры.
Владимир Климанов, директор Института региональной политики РАНХиГС:
- Меньше двух месяцев назад бюджет в Ростовской области был пересмотрен в сторону увеличения. При этом объем трансфертов из федерального бюджета у них не менялся.
По всей видимости, 2019 год был завершен с переходящими остатками, которые они решили включить на этот год, поэтому и произошло увеличение расходов по разным направлениям.
Вот такая у нас бюджетно-финансовая практика. В феврале местные власти принимали решение в сторону увеличения казны, а теперь будут сокращать расходную базу.
От чего можно отказаться? Как правило, это проекты, которые выходят за пределы этого финансового года, их можно отложить до лучших времен, они не дадут эффекта сейчас. Речь идет о долгосрочных инвестициях, всевозможных госзакупках, которые связаны с непрямыми действиями органов власти. Например, закупки на научно-исследовательские работы всегда режутся. Легко можно было бы отказаться от расходов на международную деятельность органов власти.
Тем не менее, как видим из документа, ростовские власти сохранили траты на камеры видео наблюдения и текущие расходы службы эксплуатации административных зданий правительства.
Сейчас повторяется ситуация 2009 года, когда мы нарастили расходы в большей степени из-за социальных обязательств, а доходы должны сократиться. Между тем, бюджет Ростовской области принят с предельным дефицитом. При таком резком падении доходов в Ростовской области будет сложно брать в долг, чтобы компенсировать эту разницу.
А маневра нет никакого, если только не рассчитывать на межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Потому что самим мобилизовать доходы попросту неоткуда. Ведь больше 90 процентов поступлений в местную казну обеспечивает НДФЛ и доход на прибыль. И то и другое в этом году должно снизиться из-за кризиса.
Я почти уверен, что не только в Ростовской области, которая является "середнячком", но и в других субъектах РФ будут пересматривать бюджеты.
Между тем регионы, которые, которые сильно зависят от межбюджетных трансфертов, пострадают не сильно. У них падение доходов не столь ощутимо в целом для бюджета. Если бюджет Ингушетии на 90 процентов состоит из дотаций и субсидий, то даже если он потеряет остальные 10, то для республики ничего критического не произойдет.
Тем не менее, в этом году для региональных бюджетов ничего позитивного я не ожидаю. У них есть только три основных источника доходов: межбюджетные трансферты, налог на прибыль и НДФЛ. Снижение доходов очевидно. Расходы увеличились в силу социальных обязательств. Придется уповать только на дополнительные трансферты. Но нужно понимать, откуда они появятся в федеральной казне.
Недавно был принят один из антикризисных законов, который внес изменения в бюджетный кодекс и в закон об исполнении федерального бюджета на 2020 год. Регионам дали возможность отсрочить погашение бюджетных кредитов, которые на первое марта составляли почти триллион рублей. Для сравнения: все антикризисные меры правительства, которые сейчас реализуются, потребуют затрат из федерального бюджета в 1,4 триллиона рублей.
Наверное, можно было бы консолидировано пойти на списание, а не на пролонгации или рассрочки, чтобы снять формальные ограничения. Снять финансовую нагрузку хотя бы по госдолгу, когда почти все регионы (78 субъектов) повязаны бюджетными кредитами. Но есть риск, что, получив индульгенцию по старым кредитам, регионы могут влезть в новые долговые обязательства.
Кстати, в Евросоюзе 23 марта сняли ограничения по предельному размеру госдолга и предельному объему дефицита для стран-членов еврозоны. Это было сделано впервые в истории, потому что не укладываются они в параметры той бюджетной политики, которая была до кризиса.
А у нас тоже есть новация. В рамках антикризисного закона были приняты предельные ограничения для регионов в бюджетном кодексе - их сняли с части сумм, которые носят антикризисный характер. Например, если идут дополнительные выплаты врачам в части субсидий в регион, и они вылезают за предельный объем дефицита, то тогда это ограничение будет снято.
В кризис под ударом окажутся все субъекты РФ. У регионов-доноров хотя бы есть поле для маневра, в силу имеющихся избытков они безболезненно смогут от чего-то отказаться.
Для высокодотационных территорий ничего практически не изменится, сохранится их зависимость от федеральных трансфертов, которые не попадут под сокращение. Больнее всего кризис может ударить, как я уже сказал, по "середнячкам", таким как Ростовская, Саратовская, Новосибирская области, Алтайский край и др.
Но пока пик пандемии коронавируса в нашей стране не пройден, будет сложно строить прогнозы.
Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.