Так, в Челябинской области вставшие на учет в центрах занятости безработные могут претендовать на повышенное пособие. Однако есть ограничения: не дождутся доплаты уволенные по статье, а также те, кто в новом году не проработал официально и двух месяцев.
- Это некий фильтр, чтобы те, кто не работает годами, не могли воспользоваться ситуацией. Мы хотим поддержать людей, которые объективно пострадали из-за коронавируса - потеряли работу в этом году и испытывают проблемы с трудоустройством, - подчеркивает первый вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт.
Однако общеизвестно, что многие работники малого и микробизнеса не оформлены официально либо часть зарплаты получают "в конвертах". Реальное их количество никто назвать не берется, налоговики же утверждают, что только две трети россиян платят налоги с заработанных денег. Чаще всего неофициалы трудятся в общепите, розничной торговле, сфере услуг, на мелких производствах. Кого-то вынуждает на такие условия владелец бизнеса, но есть и те, кто предпочитает скрывать доходы из-за долгов, алиментов и прочих обязательств. Оценить их реальные потери можно будет только по провалу трат в послекарантинный период.
В нынешней ситуации такие трудящиеся если еще держатся на своих местах, то исключительно благодаря доброй воле нанимателя, а те, кому указали на дверь, не имеют никаких прав.
- Чисто теоретически человек может попытаться судиться с работодателем, у него есть шанс. Однако сейчас и суды практически не работают: реально это можно будет сделать только после окончания карантина. А деньги человеку нужны сейчас. Плюс сам по себе судебный процесс тоже затратен, - поясняет юрист Сергей Тетерин. - Еще сложнее защитить свои права тем, кто участвовал в схемах с дроблением бизнеса: нередко ради того, чтобы использовать упрощенку - одну из самых щадящих в мире систем налогообложения, фирму делят на несколько мелких юрлиц, ИП. А с недавнего времени работников стали еще и превращать в самозанятых. В таких случаях даже пожаловаться нельзя.
Однако правозащитник считает, что на ситуацию стоит посмотреть и глазами работодателя: сейчас по факту они с работником находятся в одной лодке. Для предпринимателя вопрос стоит так: либо уйти с рынка, либо заниматься бизнесом и после кризиса. Во втором случае нужно воспринимать выплату зарплаты в период вынужденных выходных не как "понуждение" со стороны государства, а как инвестиции в один из самых ценных, хотя и высокорисковых, активов - человеческий капитал и кадровый потенциал команды.
- У нас распространено представление о малом бизнесе как о малом ребенке, которого постоянно нужно поддерживать и лелеять. А на самом деле в любой экономике значительная часть таких предприятий постоянно разоряется и прогорает, происходит некое оздоровление, естественный отбор. На мой взгляд, введенный запрет на банкротства сдержит самые негативные последствия кризиса, - говорит Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества.
К слову, сейчас правительство снизило для малого и среднего предпринимательства ставку отчислений страховых взносов с 30 до 15 процентов, значит, нагрузка на фонд оплаты труда стала меньше. Непомерные взносы - это как раз тот фактор, из-за которого работодатель зачастую решался на серые схемы найма: экономия давала ему преимущества перед честными конкурентами.
- Тот, кто платит серую зарплату, находится в более выгодном положении, ведь можно либо экономить для себя, либо платить работнику больше. Снижение взносов уравнивает условия, - отмечает Сергей Тетерин. - Не стоит забывать: находиться в тени тоже не дешево. Таких бизнесменов периодически выявляют и серьезно штрафуют надзорные органы, а если случится столкнуться с коррумпированными проверяющими, то можно и бизнес потерять. Нередки случаи, когда конкуренты сдают нарушителей налоговой службе и отделам по борьбе с экономическими преступлениями.
Выходит, что теперь легализоваться дешевле. И это будет выгодно и бизнесмену, и его наемным работникам.
А вот тем, кто прямо сейчас остался без заработка, официального или нет, может понадобиться дополнительная помощь. Только уже не разовая, а с долгосрочной перспективой.
- Неприятным последствиям кризиса государство может противопоставить только новые рабочие места, а не раздачу денег, как предлагают либералы. Нужно создавать места в бюджетной сфере: это учителя, врачи и работники детских садов. Раздробить классы: не 30-40 человек, а не более 16, строить новые здания школ, тем более что потребность в них огромная, - предлагает Василий Колташов.
Экономист уверен: в целом ситуация не смертельная. Рецессия - время подготовки к экономическому оживлению. К тому же эксперты прочат рост производительности труда: переведя на удаленку персонал, многие бизнесмены поняли, что могут экономить на производственных площадях не только в период самоизоляции.
Изменится, по мнению исследователей, и отношение к серым зарплатам - и работников, и нанимателей. Хотя многое будет зависеть от добросовестности официальных работодателей.
- Если законопослушные работники получат все причитающиеся им выплаты, естественно, ценность белых зарплат вырастет. Но, если работодатели не выполнят заданные указом президента условия, тенденция может оказаться диаметрально противоположной, - предполагает доктор экономических наук, профессор УрГЭУ Максим Марамыгин. - В пенсионные накопления народ и так не очень-то верит, а если за апрель не заплатят, это подорвет доверие к системе. Вера в официальное трудоустройство снизится, люди более охотно согласятся на черную зарплату при условии, что неуплаченные налоги пойдут к ним в карман.
Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.