По данным исследования Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, 59 процентов родителей помогают ребенку делать домашние задания. В первом классе тех, кто регулярно помогает малышам - почти 85 процентов, в пятом - 68 процентов, а в одиннадцатом - почти 25 процентов! Иными словами, в каждой четвертой семье выпускника родители учатся вместе с чадом.
Но, тем не менее, осилить школьную программу, по мнению учителей, могут далеко не все дети. Почему часть учеников не могут освоить программу? Вот пять самых важных, по словам учителей, факторов: невнимание родителей, воспитание в неблагополучной семье, плохое здоровье ребенка, непрофессионализм самих педагогов и чрезмерная сложность учебных программ.
Можно ли учиться в школе без репетитора?
- Наши исследования показывают: почти 60 процентов родителей уверены, что без репетиторов нельзя попасть в вуз, - говорит директор Центра экономики непрерывного образованияТатьяна Клячко. - В первом классе репетиторов детям нанимали только 7 процентов семей.
Почти 74 процента родителей признались, что прикладывали усилия, чтобы ребенок попал в хорошую школу, которая славится качеством образования. Примерно столько же регулярно следят за успеваемостью с помощью электронного журнала и общаются с учителем по поводу успеваемости.
Надо ли в обязательном порядке готовить детей к школе? 69 процентов родителей из крупных городов - региональных столиц ответили "да", в городах поменьше таких уже 75 процентов, а в селах - больше 79 процентов.
Что интересно, родители молодых людей, которым сейчас от 23 до 29 лет, активнее участвовали в образовательном процессе, интересовались жизнью школы и чаще помогали ребенку, по сравнению с родителями тех, кому сейчас за 40. Заметим, исследование охватывало три поколенческие группы - от 23 до 29 лет, от 31 до 36 лет и от 41 до 46 лет.
Родители молодых людей (23-29 лет) гораздо чаще, чем родители сорокалетних, отдавали ребенка в группы подготовки к школе. Среди мам и пап 20-ти и 30-тилетних тех, кто отдавал ребенка в подготовительные классы, - почти 30 процентов, среди родителей 40- летних - только 14 процентов.
Такая же большая разница заметна, когда речь идет об изучении иностранных языков. Почти 16 процентов детей из цифрового поколения (23-29 лет) посещали группы дополнительного изучения иностранного языка, а вот в реформенном поколении (40-46 лет) таких было только 8 процентов.
Что важно для современных родителей, когда речь идет о дополнительном образовании детей? "Спорт, иностранные языки, музыка, другие развивающие занятия. Каждый четвертый считает, что цель допобразования - помочь ребенку хорошо сдать ОГЭ или ЕГЭ, а каждый пятый - подтянуть по школьным предметам", - говорит Татьяна Клячко.