19.04.2020 19:26
    Поделиться

    Андрей Максимов: В центре эпоса всегда должен быть герой

    Я все понимаю - нарушаю правила. Нет, не карантинные, избави Бог, тут я законопослушен. Я об иных, неписаных, но всем известных: нельзя говорить о картине до окончания ее показа. Но, как говорится, не я начал.
    Предоставлено каналом "Россия 1"

    Когда после показа первых серий горячие головы, видимо, забыв, что у нас в стране цензура запрещена, - требуют запретить фильм. Или когда сегодня - сегодня! - первой новостью в ленте идет информация о том, что зрители всяко оскорбляют исполнительницу главной роли, - я понимаю, что, коли так, должна быть представлена и иная точка зрения.

    Замечательный роман Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза", как и фильм, виртуозно (иного слова не подберу) поставленный Егором Анашкиным, рассказывает о тех событиях, которые были на самом деле. Как говаривал герой Григория Горина: "Это не правда. Это хуже, чем правда. Так оно и есть на самом деле". Если кто-то не хочет видеть, как оно было на самом деле, это их проблемы. Мы в последнее время как-то попривыкли к репрессиям: мол, да погибли десятки миллионов безвинных людей. Плохо. Проехали.

    Нет, не проехали, такое "проехать" нельзя. Арест - способ решения любой проблемы: от раскулачивания наиболее активных и трудолюбивых крестьян до желания заполучить квартиру или должность соседа. Пока есть люди, которые могут оправдывать это, надо напоминать.

    Егор Анашкин снял фильм в жанре эпоса. Людям, которые привыкли к мельканию сообщений в "Фейсбуке" или клипов на экране, кажется, что фильм медленный. Не соглашусь. Он - подробный. Как любой эпос, затягивает постепенно и не отпускает. Операторы Алексей Федоров и Шандор Беркеши снимают красиво. Тут почти нет случайных кадров: все выверено, все отточено. Эпос может рассказывать о самых кошмарных кошмарах, но по форме рассказа не может быть безобразным.

    Фильм рассказывает о событиях, которые были на самом деле. Если кто-то не хочет это видеть - это их проблемы

    Соответствует ли жанр картины роману? Нелепый вопрос. Вообще нет ничего более забавного и даже глупого в том, чтобы сравнивать фильм и роман, по которому он поставлен. Кому в фильме не хватило чего-то, что есть в романе, - возьмите книгу. Кому представляется, что Зулейха в романе не такая, как в фильме, - читайте роман и снимайте в своей голове свой собственный фильм.

    Тому, кто не в курсе, сообщаю: фильм и книга - это, как говорят в одном южном портовом городе, две большие разницы. Это два разных и, что важно, самостоятельных и самодостаточных вида искусства, которые строятся по своим законам и у которых разные задачи. Пушкин считал, что художника надо судить по законам, им самим над собой признанным. Ровно это относится и к фильму: нельзя "побивать" картину фильмом, по меньшей мере, это нелепо.

    В центре эпоса всегда должен быть герой. Чулпан Хаматова играет Зулейху не просто замечательно, но абсолютно своеобразно, так, как не принято играть героинь, и за это отдельный поклон и ей, и Егору Анашкину. Она работает не просто сдержанно - это еще полдела. Каким-то непостижимым образом Хаматова показывает, что самое интересное в ее героине (во всяком случае, в первых пяти сериях) происходит у нее внутри. Играет то, что банально называется "внутренняя жизнь", "внутренний мир". Герой должен действовать. Самое интересное у Хаматовой - не поступки, а реакция на поступки, на бесконечные вызовы мира. Оторваться невозможно. То, что это выдающаяся актерская работа, для меня очевидно.

    У Юлии Пересильд была прекрасная возможность сыграть эдакую "стерву от революции", которая получает по заслугам. Слава Богу и режиссеру, она этой возможностью не воспользовалась. Пересильд играет одиночество. Вызывает не гнев, а жалость. Играет не тему, а судьбу, живого человека, за которым интересно наблюдать.

    Про что фильм "Зулейха открывает глаза"? Нельзя однозначно ответить, эпос не бывает про что-то одно. Но, думаю, одна из главных тем - жизнь, которую выбирает человек в обстоятельствах ада. Виктор Франкл, переживший ужас Освенцима, говорил, что обстоятельства ада не порождают злых или добрых, но с предельностью обнажают человеческие качества. Чтобы такое сыграть, нужны большие актеры.

    Сергей Маковецкий - поразительный, фантастический, грандиозный. Роман Мадянов - невероятный образ чекиста сталинской эпохи со всеми его внутренними трагедиями и внешней беспощадностью. Александр Сирин - абсолютно понятный, точно сыгранный русский интеллигент. Елена Шевченко - женщина, живущая любовью, не жалкая, а мощная натура. Александр Баширов - мелкий, страшный и жалкий одновременно. Дмитрий Куличков - точно, достойно, крупно. Роза Хайруллина - страшно, одновременно и живо, и метафорично.

    Одна из главных тем фильма - жизнь, которую выбирает человек в обстоятельствах ада

    Специально называю не имена персонажей, а актеров, ведь именно так, обсуждая фильм, мы говорим о них. Отдельных слов, конечно, заслуживает Евгений Морозов - исполнитель главной мужской роли.

    Вот ведь тоже странно: все шумим, что, мол, не появляется новых лиц, а как появилось - давай его всяко критиковать. Евгений Морозов - не дебютант, но такой мощной роли у него, конечно, не было. И спасибо создателям картины за то, что показали, на что способен актер. Мощный, настоящий, порывистый и очень-очень живой. Смею думать, что у этого актера огромное будущее.

    Фильм "Зулейха открывает глаза" сделан очень, я бы сказал, добротно, начиная от замечательного мультика на титрах под чудесную песню и заканчивая татарской и сибирской деревнями. Фильм сделан с любовью к роману Яхиной и с уважением к нам, зрителям.

    Спасибо создателям.

    Поделиться