По неотложной медпомощи никаких ограничений в период пандемии нет

Сейчас многие врачи участвуют в лечении больных с коронавирусом. Как с этим вызовом справляются больницы и поликлиники, не страдают ли от недостатка медицинской помощи люди, особенно в регионах? С этими вопросами "РГ" обратилась к вице-президенту Национальной медицинской палаты, руководителю ассоциации врачей Новосибирской области и главврачу городской новосибирской поликлиники №1 Сергею Дорофееву.
Владимир Аносов/РГ

Сергей Борисович, медицинские организации работают в сложных условиях. Как в это время организована плановая госпитализация и экстренная помощь по ОМС? Особенно в хирургических отделениях?

Сергей Дорофеев: Плановая медицинская госпитализация максимально ограничена, но эти ограничения не касаются пациентов с онкологическими заболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой и эндокринной системы, находящихся на гемодиализе. И, конечно, больных с коронавирусом и другими заболеваниями дыхательных путей. Если плановое медицинское вмешательство нельзя отложить, потому что это приведет к ухудшению состояния здоровья, то таких больных, конечно, медучреждения принимают и лечат, и оперируют в хирургических отделениях, как и всегда. А по экстренной госпитализации никаких ограничений на период эпидемии нет.

Какие изменения внесены в ежедневную работу тех больниц, которые не перепрофилированы под инфекцию?

Сергей Дорофеев: Обычные потоки пациентов в те больницы, которые перепрофилируются, временно переведены в другие стационары, и там продолжают их принимать. Но если раньше в этих больницах кто-то из врачей дежурил по неотложной помощи один-два раза в неделю, то теперь практически ежедневно. Если кто-то раньше принимал только плановых больных, например, в областных больницах, то теперь эти больницы оказывают и неотложную помощь. Понятно, что объем работы значительно вырос, но система справляется. Больницы, которые частично перепрофилируются, разделяют потоки пациентов. Там, где принимают пациентов без COVID-19, все равно принимают все противоэпидемические меры, чтобы не допустить заноса и распространения коронавирусной инфекции.

Как организована работа участковых врачей, которые должны обеспечивать во многих городах и вызовы на дом от пациентов с ОРВИ или даже подозрением на ОРВИ?

Сергей Дорофеев: Вызов врача на дом к пациенту с ОРВИ относится к неотложной медицинской помощи. Она, как и до эпидемии, оказывается в полном объеме. Предлогом для обращения могут стать высокая температура, отмечаемая при ОРВИ или гриппе, головокружение, головная боль, резь в грудной клетке, трудности с дыханием. Но если раньше пациент с признаками ОРВИ нередко сам шел в поликлинику, то теперь он звонит в регистратуру или на горячую линию, и мы всегда приходим на дом. На время режима повышенной готовности все поликлиники переориентированы преимущественно на осмотр пациентов на дому. Стало больше работы "на ногах". Кроме того, мы активно патронируем в профилактическом плане тех, кто находится в группе риска. Врачи и медсестры поликлиник обзванивают в первую очередь всех старше 65 лет и пациентов с хроническими заболеваниями. Объясняют, что в связи с опасностью распространения коронавирусной инфекции, планово посещать поликлинику не рекомендуется. Спрашивают, как самочувствие. При необходимости участковый врач приходит на дом. Но все же резкого всплеска вызовов на дом не отмечаем: и пациенты сейчас демонстрируют осознанность, не вызывают на дом врача по пустякам.

А есть ли возможность сейчас попасть на прием к "узким" специалистам в поликлиниках?

Сергей Дорофеев: Такая возможность есть. И хотя я не рекомендую сейчас посещать поликлиники, но если что-то сильно беспокоит, то получить помощь всегда можно. Все узкие специалисты на местах и работают. В течение последних двух недель посещаемость поликлиник сильно падала - до 40 процентов, но сейчас начала понемногу восстанавливаться.

Какие изменения произошли в работе роддомов и женских консультаций?

Сергей Дорофеев: Плановые медосмотры в женских консультациях стоит по возможности отложить. Сейчас во многих регионах консультативный прием беременных или проведение скринингов могут быть организованы только по предварительной записи. Причем с интервалом, исключающим контакт пациенток друг с другом. При приеме обязательны средства индивидуальной защиты. У женщин, которые приходят в консультацию, в обязательном порядке измеряют температуру. Случаи, когда приходят даже с температурой, к сожалению, есть. Но если нет ничего экстренного, таких пациенток разворачиваем и отправляем домой. А если все же требуется консультация, то акушер-гинеколог может прийти и на дом или провести телефонную консультацию.

Участковым врачам вменена обязанность брать анализы на коронавирус. Как обеспечивается их безопасность?

Сергей Дорофеев: Врачи обеспечены средствами индивидуальной защиты. Я не сталкивался с тем, чтобы какой-то врач отправился брать анализ на коронавирус или на приеме в поликлинике не был при этом защищен. Средств защиты у нас хватает, хотя и "с колес", но пока хватает.

Сохранились ли объемы высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) или перенесено "на потом" все, что можно было перенести?

Сергей Дорофеев: Высокотехнологичную помощь, которую оказывали ведущие клиники, в том числе и федеральные, сейчас свернули максимально. Но остановлено лишь то лечение с помощью методов ВМП, которое еще не было начато. Если для оказания помощи пациенту ВМП была разделена на несколько этапов и уже успели провести первый этап, а через какой-то строго определенный промежуток времени требуется второй, конечно, все манипуляции выполняются. Жизнь продолжается, и те виды помощи, которые по медицинским канонам нельзя останавливать, остановлены не будут.

Я хочу обратиться ко всем россиянам и сказать, что необходимо спокойно и ответственно смотреть на нынешнюю ситуацию. Мы сейчас переживаем карантин, самоизоляцию. Но если что-то беспокоит, не стоит думать: "лучше сейчас никуда не ходить, не обращаться за помощью, врачам не до меня". Нет, гораздо лучше позвонить в поликлинику, своему лечащему врачу или в страховую компанию и проконсультироваться - объяснить, что беспокоит, спросить совета, как лучше в этой ситуации поступить. И мы всегда найдем правильное решение.