20.04.2020 03:00
    Поделиться

    Спецкор "РГ" проверила, можно ли от крови донора заразиться COVID-19

    После введения режима самоизоляции число желающих сдать кровь уменьшилось. Доноры со стажем переживают, что их оштрафуют за передвижения, а новички не понимают, как сейчас сдавать кровь? Ведь COVID-19 может долгое время себя не проявлять.
    Дмитрий Дадонкин

    Можно ли случайно кого-то заразить или заболеть самому при сдаче крови? На вопросы "РГ" ответил и.о. главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной центр крови" Владимир Мещеряков. Чтобы задать их мне пришлось стать донором, чтобы узнать все изнутри.

    В Центр крови меня пригласили к 8 утра. В холле уже были доноры: человек пять за столом заполняли анкеты, столько же - ждали очереди в регистратуру. Все очень буднично. Потом они пойдут сдавать кровь на предварительный анализ, на осмотр к врачу и - в донорский зал. Но по пути неожиданность - улыбающаяся медсестра приглашает в буфет выпить сладкого чаю с печеньем. Доноры часто приходят голодные, а кровь нельзя сдавать натощак.

    Владимир Николаевич, а почему, как кровь сдавать, так всегда с утра пораньше?

    Владимир Мещеряков: Утром донация переносится легче. Кроме того, нет соблазна съесть что-нибудь запрещенное. Но приезжать к 8.00 необязательно, прием до 12 дня.

    И я сегодня уже могу кого-то спасти?

    Владимир Мещеряков: Когда человек сдает кровь, ее разделяют на компоненты, один из них - плазма - помещается на карантин. Это дополнительная мера исключения передачи инфекций при последующем переливании.

    Через четыре месяца карантина донора приглашают сдать кровь повторно. Если исследования покажут, что он здоров, то его плазма уже может отправиться для помощи людям. Все наши холодильники с компонентами крови отмечены цветами светофора: зеленые - компонент проверен и может идти в медицинскую организацию, желтые - идет режим карантина и красные - продукцию трогать нельзя: донор не появился или результат сомнительный.

    Поэтому доноры и не сдают тест на коронавирус?

    Владимир Мещеряков: Да, в этом нет необходимости. Кроме того, во всем мире нет официальных данных о передаче коронавируса через кровь.

    Известные пути заражения - это воздушно-капельный: при кашле, чихании, разговоре. Воздушно-пылевой: через воздух, содержащий зараженные возбудителем частички жидкости или пыли. И контактный: через продукты питания, предметы обихода. Поэтому мы защищаем лицо и руки.

    Народу у вас, я бы сказала, сегодня немало.

    Владимир Мещеряков: Это сейчас. А в первые дни, когда только ввели режим самоизоляции и с пропусками решено еще ничего не было, плюс отменили общественный транспорт, люди просто не могли до нас добраться.

    А к нам круглосуточно, без выходных и праздников, из медицинских организаций всего региона приезжают машины за компонентами крови. Вот только что машина из Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии прибыла, у них проводятся операции на открытом сердце, в это время человек находится на аппарате искусственного кровообращения.

    У нас самый большой запас, есть очень редкие типы крови. Это очень упрощенное понимание, что существует четыре группы крови, на самом деле - больше 200 различных подгрупп, донорами некоторых из них могут быть всего 1-2 человека в области.

    И как же вы уговорили доноров выйти из дома?

    Владимир Мещеряков: Оформляем им приглашения, сканируем и отправляем на электронную почту или в мессенджеры, чтобы они показывали их сотрудникам правопорядка при остановке.

    Обратились в предприятия, организации, которым разрешено работать. Сегодня председатель областной Думы Игорь Мартынов к нам пришел кровь сдавать со всем аппаратом. У нас есть опыт. В 2008 году доноров было очень мало. Активисты и волонтеры по всей стране организовывали большие фестивали и акции, что позволило восстановить донорство.

    А потом по нацпроекту нам в Центр крови поставили мобильный комплекс заготовки крови и оборудование, мы ездили на нем в районные центры, где проводили донорские акции, по 50 человек в день в этом трейлере принимаем.

    А сейчас массовые мероприятия отменены, ездить никуда нельзя, поэтому нужно, чтобы доноры в Центр приезжали. Но, если пандемия продолжится, скорее всего, мы снова столкнемся с уменьшением числа доноров. Поэтому сейчас создаем подушку безопасности. Плазмы у нас запас годовой, а вот эритроциты и тромбоциты надо пополнять.

    А как же карантин?

    Владимир Мещеряков: Здесь в Центре крови у нас повышенный режим санации: очередь рассаживается "через кресло", дистанцию между донорами просим соблюдать 1,5-2 метра. В стационарном донорском зале 18 кресел, в мобильном пункте заготовки крови - еще пять. Бахилы, масочный режим. Во всех помещениях - рециркуляторы (бактерицидные облучатели - "РГ"), двойная дезобработка, полная термометрия как всем сотрудникам центра, так и донорам.

    Помимо плазмы, на карантине также находятся замороженные эритроциты и тромбоциты. Кроме этого, безопасность компонентов крови достигается через вирусинактивацию, а также лейкофильтрацию - это когда через специальные фильтры из компонентов крови удаляется почти 99,9 процентов лейкоцитов. Все это дает нам полную уверенность, что в медицинские организации поступит абсолютно безопасная продукция.

    Доктор, как вы считаете, эксперимент с переливанием крови переболевших COVID-19 поможет тем, кто сейчас болеет?

    Владимир Мещеряков: Опыт использования иммунной плазмы у России имеется, к примеру антистафилоккоковая плазма. Так что, это возможно допустимо и с короновариусом. Но нужны серьезные исследования, как и с вакциной. Методика в Москве пока отрабатывается.

    Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.

    Поделиться