Глава Минэнерго России Александр Новак, комментируя произошедшее, отметил, что коллапс котировок американской нефти произошел в связи с распродажей фьючерса (контрактов) на поставку WTI в мае, который после 20 апреля не торгуется на бирже, а также с отсутствием спроса на дополнительные поставки нефти в мае и вероятностью затоваривания хранилищ. "Это вызвало спекулятивное падение финансового инструмента до отрицательных значений",- сказал Александр Новак. Он также подчеркнул, что это бумажный рынок, а не торговля физической нефтью.
Избыток нефти на рынке оценивается уже в 25 млн баррелей в сутки, а заполненность нефтяных хранилищ, в том числе и морских, приближается к 80%. В минэнерго считают, что снижение спроса на нефть по итогам всего 2020 года может составить 8 млн баррелей в сутки. Все это оказывает давление на котировки барреля. Биржевая торговля имеет свои законы, и по ним 21 апреля закончился срок, когда можно было торговать контрактами на поставку нефти WTI в мае этого года. С 20 апреля началась их глобальная распродажа. Все игроки, сохранившие такие контракты в ожидании более высоких цен на нефть, постарались от них поскорее избавиться, что и привело к впечатляющему падению котировок.
"Падение нефти WTI до отрицательных значений вызвано техническим фактором",- считает аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер" Оксана Лукичева. Она уточнила, что в основе подобного движения цен, конечно же, лежит сложная ситуация на физическом рынке нефти - по сути многие крупные инвесторы не успели продать свои контракты, поскольку никто не захотел принимать поставку.
Нефтехранилища заполняются очень быстро, цена за использование их площадей растет, и разместить лишние объемы физической нефти сейчас крайне затруднительно. В итоге произошла такая ситуация, что за принятие дополнительных объемов нефти поставщику пришлось даже доплачивать потребителю.
Эксперты не исключают и возможной политической составляющей произошедшего. "Паника вызвана заполненностью хранилищ и плохими ожиданиями на май. Думаю, ее еще и сознательно разгоняли - это игра внутри США против Трампа. Убирают его главный козырь - экономику",- считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Паника - плохой советчик, обвал майских контрактов WTI отразился на работе всех фондовых рынков мира. Американская нефть потянула за собой не только "черное золото" других стран, но и акции, ценные бумаги, а также национальные валюты. И это притом, что сама нефть WTI больше всего распространена в самих США и падение ее котировок касается в первую очередь нефтяной отрасли Соединенных Штатов, а не других стран. Но произошел эффект домино.
Несмотря на то что российская экспортная марка нефти Urals никак не зависит от цен на WTI, произошедшее ударило и по ней, поскольку отразилось на цене эталонной марки Brent, к которой Urals торгуется с дисконтом. "Влияние падения цен на нефть марки WTI на настроения рынка довольно значительно, и это ясно указывает на то, что в мире все еще слишком много нефти", - считает партнер департамента консалтинга "Делойт" в СНГ Йорг Дорлер.
Последнее продолжает оставаться главным фактором, оказывающим влияние на котировки. В создавшемся положении резкие скачки цен по техническим причинам, как произошло с WTI, или на фоне новостей, неизбежны. Например, Оксана Лукичева отметила, что конец июньского контракта по Brent ожидается 30 апреля. "Полагаю, что наученные горьким опытом участники рынка будут более оперативно перекладываться в следующие контракты", - сказала эксперт. Также обнадеживает, что в мире ситуация с хранилищами нефти обстоит немного лучше, чем в США, и Brent не придется продавать по отрицательным ценам.