Рубрика: Общество

28.04.2020 10:54

Как помочь детям пережить самоизоляцию

Многие родители сожалеют о том, что им катастрофически не хватает времени на детей - его отнимает работа, подчас сверхурочная, дорога до нее и обратно, домашние хлопоты, забота о пожилых родителях.
 Фото: iStock  Фото: iStock
Фото: iStock

В результате, как только мама возвращается на работу после отпуска по уходу за ребенком (а иной раз он заканчивается очень быстро), дети чаще общаются с бабушками-дедушками, воспитателями в детском саду, приходящей няней, и меньше всего - с собственными матерью и отцом.

Если ребенок мал, то нередко он видит их только по выходным, поскольку уходят из дому они рано, а возвращаются поздно.

Самоизоляция - удивительная возможность общаться с ребенком круглые сутки вот уже месяц. Но, как не странно, именно это оказывается для многих тяжелым испытанием. Запертые в квартире, дети начинают капризничать, не выполняют родительских указаний, требуют того, что сейчас невозможно. Как справиться с этими обстоятельствами? Как увлечь и развлечь ребенка, какие занятия будут ему интересны?

С этими вопросами поможет разобраться дипломированный педагог Александра Подольская, по совместительству - мама двоих сыновей, 8 и 5 лет. Александра закончила Московский педагогический государственный университет, а в настоящее время занимается воспитанием мальчиков, а старший сын, к тому же, получает образование по семейной форме обучения. Так что условия самоизоляции не сильно изменили для семьи привычное расписание дня и занятий, разве что лишили детей любимых кружков по интересам и прогулок. Александра Подольская делится профессиональным и жизненным опытом с читателями "РГ".

Александра, по вашим наблюдениям, что происходит с психикой детей, когда жизнь ограничена стенами квартиры?

Александра Подольская: Мне кажется, с психикой здоровых детей, живущих в здоровой атмосфере семьи, за месяц карантина существенных изменений произойти не должно. Потому что здоровая психика способна адаптироваться к нестандартным условиям. Если же существовали изначально какие-то предпосылки и особенности, тогда какие-то проблемы в условиях изоляции способны заявить о себе ярко.

Как можно преодолеть или смягчить эти сложности?

Александра Подольская: Предположу, что сложности можно разделить на два типа: общие для всех людей, связанные именно с необходимостью соблюдать режим карантина, и внутрисемейные трудности, которые были и до самоизоляции, и в каждой семье они свои. Так же, как и выработанные годами формы приспособления к стрессу.

Я, как все, переживаю такую длительную выключенность из привычной жизни впервые. Но само по себе родительство - это путь укрощения собственного эго и с чем-то похожим женщины, бывает, сталкиваются в начале материнства. А это, на мой взгляд, все-таки посложнее карантина длиною в месяц, когда можно хотя бы полноценно высыпаться. Преодолеть эти сложности полностью невозможно, но первое, что мне приходит в голову - надо чаще обнимать друг друга, в прямом и переносном смысле. Семьи не оказываются в тотальной изоляции от мира, они просто на время удаляются из большого социума в микросоциум. Более того, карантин - это не каникулы: у детей все так же остаются обязанности по учебе, а у родителей -по работе и по дому, поэтому мы все заняты в течение дня. Сложнее с выходными, когда ты не имеешь возможности сменить обстановку. Но тут на помощь приходят сервисы доставки, цифровые технологии, которые связывают нас с близкими, помогают получать эмоции, пусть и несколько необычным способом.

Дети скучают по привычным развлечениям, прогулкам?

Александра Подольская: Я всегда говорю им: "Скучно бывает скучному человеку". Сделай сам свою жизнь нескучной, это возможно. Психология учит находить источник своих проблем в самом себе и брать ответственность за происходящее на себя. Контролировать то, что ты можешь контролировать и просить о помощи, когда ты чувствуешь, что не можешь с чем-то справиться.

Второе, что приходит в голову: важно иметь возможность уединиться. Даже в небольшой квартире - проверено на себе - это возможно. И у ребенка потребность побыть наедине с собой тоже есть. Научиться осознавать свои потребности и уважать чужие: почему бы не использовать время карантина, чтобы в этом попрактиковаться? В целом, на то, насколько мы воспринимаем что-то как трудность, влияет сформированный внутри нас механизм адаптации.

Чем вы занимаете детей в течение дня, какие занятия им нравятся больше, какие - меньше?

Александра Подольская: Наблюдая за детьми с самого раннего возраста, мы знаем их устремления, а поэтому помогаем реализовываться в том, к чему они проявляют интерес. И сейчас они с увлечением занимаются тем же, чем в обычной жизни: рисуют, поют, выполняют спортивные упражнения, листают любимые книжки, играют в любимые игрушки. Тут каждый выбирает сам, благо разнообразие занятий сейчас велико. Я не против компьютерных игр, в которые нужно успеть наиграться именно в детстве. У меня также всегда наготове коробка, в которой лежат новые игры - начиная с пазлов и заканчивая, например, набором по изготовлению мыла. Я покупаю их чаще всего на распродажах, и потом они лежат и ждут своего часа.

Как вы чередуете занятия, как часто делаете перерывы, чтобы дети не устали?

Александра Подольская: Сейчас обычное утро - это время сосредоточенной учебы. Что касается младшего, то он сам определяет, когда устал и когда сделать перерыв на игру, жестких ограничений нет. В его возрасте пока ведущая деятельность - игра.

Старший сын учится дольше, потому что мы ограничены рамками школьной программы - в конце учебного года он проходит аттестацию по всем школьным предметам. Но при этом работаем не на временные отрезки, а на результат: некоторые темы ему даются легко, а что-то требует более серьезной и долгой проработки. Но перерыв он также может сделать в любой момент, когда ему необходимо. Достаточно сказать: "Мам, можно перерыв?". Единственное, во время занятий я прошу его не делать перерывы долгими, так как возвращаться к уроку и сосредотачиваться после долгого отдыха сложнее, чем после 10-минутной паузы. Иногда регулировать время помогает таймер на телефоне, он также способствует собранности. Но, конечно, как и во всех семьях, у нас есть и свои победы, и свои сложности, с которыми приходится работать.

А чем дети заняты помимо учебы?

Александра Подольская: Это их самостоятельный выбор. Когда они заняты игрой или своими увлечениями, я в это время тоже могу сделать что-то, например, ответить на ваши вопросы. Младший иногда устает именно от игр или мультфильма и просит: "Мам, я хочу поучиться". Это очень ценный момент, когда важно показать, какое удовольствие можно получить от процесса узнавания нового. Я придерживаюсь той позиции, что в раннем возрасте надо устать от монотонности развлечений, чтобы захотеть перейти на другой уровень взаимодействия с миром и начать к нему себя готовить. А в целом с двумя детьми организовывать жизнь оказалось проще, чем с одним, что поначалу меня очень удивляло.

Беседу с педагогом Александрой Подольской "РГ" продолжит завтра, 29 апреля.