Компания SIMETRA рассмотрела системы общественного транспорта (ОТ) в 60 городах России. Москва и Санкт-Петербург в рейтинг не попали по понятным причинам: столицы как-никак. В исследовании учитывались все виды транспорта, включая метро и канатные дороги там, где они есть. Данные брались из различных геоинформационных систем, статистики, информации местных властей и сторонних источников: от региональных новостных порталов до независимых тематических проектов.
Судя по результатам, Приволжский федеральный округ - самый благополучный. В первой десятке оказались сразу шесть приволжских городов: Самара, Казань, Пермь, Киров, Ижевск, Нижний Новгород. При этом у каждого свои преимущества. Занявшая третье место Самара, по мнению составителей рейтинга, обладает одной из наиболее развитых систем городского электротранспорта. Хотя там фактически прекращена работа муниципальных автобусных предприятий, а в структуре парка частных перевозчиков доминируют машины средней вместимости МАЗ-206, что нехарактерно для крупных городов. Уровень тарифов достаточно высок, но есть возможность использования единого безлимитного проездного на все виды транспорта.
В Казани отмечен проект большого трамвайного кольца, начало строительство второй линии метро, а также то, что практически полностью обновился парк электротранспорта, а доля автобусов большой вместимости достигла 80 процентов. К тому же суммарная длина выделенных полос - более 180 километров.
В числе лидеров оказалась и Пермь, хотя в прошлом году там "обнулили" одну из лучших в стране троллейбусных систем. Но в ближайшие три года планируется пустить скоростной трамвай от железнодорожного вокзала до транспортно-пересадочного узла Мотовилиха в качестве альтернативы метрополитена или городской электрички. Привлекательность общественного транспорта повышают разнообразное тарифное меню и развитая система информирования пассажиров.
Неожиданно для многих вятчан в первой десятке оказался и Киров. Авторы исследования считают преимуществами конкурентоспособность ОТ "за счет высокого уровня комфорта и удобства", общую для всей сети тарифную сетку с повременным билетом, систему онлайн-информирования и единый внешний вид транспорта.
Среди недостатков - высокая стоимость месячного проездного (более 12 процентов среднедушевого дохода горожанина), высокая непрямолинейность маршрутов, солидный средний возраст парка, длительное время ожидания - около шести минут.
Высокая оценка кировского транспорта удивляет, учитывая постоянные попытки городских властей провести его ревизию. Последняя состоялась осенью прошлого года, когда мэрия презентовала депутатам новую маршрутную сеть ОТ. Она предполагала замену длинных маршрутов на короткие с возможностью пересадок. Благодаря этому транспорт должен был ходить чаще, а время ожидания - снизиться. Кроме этого, в городе предполагалось создание нескольких пересадочно-транспортных узлов для приезжающих из пригородов и районов области.
Чтобы многочисленные пересадки не сказались на кошельке горожан, еще до внедрения схемы решили сделать пересадочный тариф, который действовал бы в течение определенного времени, как во многих странах Европы. Предложение вызвало бурную критику, и власти пообещали не торопиться, а синхронизировать схему с новым генеральным планом города. Но это дальняя перспектива, а на ближайшие пять лет остается то, что есть, с небольшими коррективами.
Более понятна оценка онлайн-информирования пассажиров: узнать, где находится и когда подъедет к остановке тот или иной автобус или троллейбус, можно на множестве различных мобильных ресурсов, которые зачастую просто дублируют друг друга. Одними из первых в стране в Кирове появились и электронные информационные табло о движении ОТ в режиме реального времени, что действительно важно, например, для пенсионеров, не пользующихся смартфонами.
Ижевск с населением 649 тысяч человек в рейтинге набрал 70,6 балла. Сейчас в городе 11 трамвайных, восемь троллейбусных и 35 автобусных маршрутов, а проезд на них стоит 20 рублей. Суточный пассажиропоток составляет 479 тысяч человек.
В Ижевском производственном объединении пассажирского автотранспорта (ИПОПАТ) считают, что рейтинг составлен профессионально, так как исследование учитывало не мнения горожан о транспорте, а изучало именно подвижной состав.
- У нас в Ижевске практически нет маршруток. Если где-то увеличивается пассажиропоток, маршрутками его закрыть практически невозможно, надо, чтобы они друг за другом шли. Это ухудшает пропускную способность улиц. Оценили эксперты и долю электротранспорта. Когда многие города стали закатывать рельсы в асфальт, заменять троллейбусные линии автобусами, у нас даже есть планы по развитию сети электротранспорта, - говорит пресс-секретарь ИПОПАТ Наталья Кузнецова.
Действительно, эксперты высоко оценили ижевский электротранспорт, чья доля в парке транспортных средств достигает 47 процентов. Высокая частота движения, практически полностью обособленная сеть трамвайных линий, близкая к рекомендуемой величина коэффициента непрямолинейности маршрутов и разнообразие тарифного меню позволяют Ижевску соревноваться по качеству обслуживания даже со столицами.
Единственный заметный недостаток - устаревание подвижного состава. Так, среди 222 трамваев исправны 170, а средний возраст трамвая - 32 года. Среди 216 троллейбусов неисправны только 12.
Кстати, в августе 2019 года уже было заявлено о решении модернизировать городской электротранспорт. По словам генерального директора МУП "Ижгорэлектротранс" Андрея Батова, на это потребуется до 13 миллиардов рублей. Он уточнил, что износ парка транспортных средств превышает 80 процентов, а его модернизация позволит увеличить пассажиропоток с 86 до 95 миллионов человек в год.
- Предполагается обновление 120-135 трамваев, приобретение 160 троллейбусов, капитальный ремонт 75 километров путей. Также стоит задача сохранить существующую маршрутную сеть, - подытожил Батов.
На днях городские власти попросили у правительства республики 400 миллионов рублей на поддержку общественного транспорта. Деньги нужны потому, что доходы транспортных компаний сократились на 60 процентов из-за режима самоизоляции.
Нижний Новгород с 64,9 балла оказался на шестом месте рейтинга. Исследователи отметили, что с открытием станции "Стрелка" количество пассажиров третьего по протяженности метрополитена России увеличилось на треть. Хотя, скорее всего, в этом росте "виновата" станция "Горьковская" - единственная в верхней части города. Кроме того, транспортный парк Нижнего Новгорода (один из немногих) характеризуется нормативным средним возрастом подвижного состав за счет больших закупок автобусов. Как положительный фактор отмечено, что две трети маршрутов - муниципальные, на них внедрен единый проездной и пересадочный повременный тариф. Среди явных минусов - нехватка открытых данных о расписаниях маршруток и деградация троллейбусной сети из-за нехватки подвижного состава.
Поскольку при подготовке рейтинга использовались данные за 2019 год, не упомянуты в исследовании умные остановки, которых в городе становится все больше. Очевидно, не учтен и всплеск негатива среди пассажиров, связанный с недавней "оптимизацией" маршрутной сети еще до введения режима самоизоляции. Многие маршруты просто убрали, поэтому у горожан увеличилось количество пересадок и время ожидания транспорта.
"Власти - хватит импровизировать с общественным транспортом! Все удобные нормальные маршруты в городе отменили. Утром с полшестого утра людям на заводы доезжать на чем-то нужно", - один из типичных комментариев марта 2020 года в нижегородских соцсетях.
Кроме того, рейтинг Нижнего Новгорода наверняка был бы ниже, если бы учитывались периодически возникающие локальные проблемы с оплатой проезда. То валидаторы не принимают карты, то один из банков выставляет свои условия, то отдельные маршруточники повышают стоимость проезда за наличный расчет, оставляя меньшую сумму для безнала.
В качестве позитивной новости отметим, что МП "Нижегородпассажиравтотранс" увеличил выпуск на линию муниципальных автобусов на маршрутах, дублирующих некоторые частные. Для улучшения работы городского транспорта создана горячая линия.
Справка "РГ"
Работа общественного транспорта оценивалась по 40 параметрам, объединенным в пять групп: безопасность и устойчивое развитие, ценовая доступность, эффективность транспортной сети, комфорт и удобство, физическая доступность. Так, например, к последней отнесены показатели, характеризующие близость остановочных пунктов относительно мест проживания жителей и мест притяжения. Их анализ показывает, как быстро потенциальный пассажир может добраться до ближайшей остановки, а также до места назначения. А ценовая доступность рассматривалась через призму финансовых возможностей потенциальных пассажиров.