29.04.2020 00:00
    Поделиться

    Ресурсная база нефти в России ежегодно уменьшается

    Нынешние события в мире предстают в формате небывалых библейских перемен.
    Архив компании "ГЕОТЕК-Сейсморазведка"

    Действительно, драматичное падение цены на углеводороды может разбалансировать и демотивировать экономики многих стран. Под сладкое пение диванных экологов-глобалистов легко поддаться панике, бросить и разрушить индустрию, которая кормила и была гарантом суверенитета и безопасности государства. Заманчиво на фоне снижения сиюминутной экономической целесообразности предаться туманным мечтаниям о мире без турбин, двигателей внутреннего сгорания и ископаемого топлива.

    Также бессмысленно заниматься сеансами спиритизма, вызывая цены прошлого, и обвинять людей, от которых ничего не зависело в обрушении цен на энергоносители. Необходимо четко понимать, что в силу ряда причин мы надолго вступили в эпоху волатильности цен на нефть. Быстрое осознание и принятие новой реальности позволит сохранить силы для новой эволюционной трансформации.

    В мировом производстве углеводородов Россия не конкурентна. Наша неэффективность в поиске и добыче долгое время покрывалась ценовыми излишками. Сегодня срочно необходимо изменять структуру и принципы формирования ресурсной базы. Цель: иметь одну из самых дешевых по себестоимости нефть в мире. Для этого нужно создать конкурентную ресурсную базу, способную быстро, в зависимости от ситуации, сокращать или увеличивать добычу.

    Высокоэффективные компании Саудовской Аравии и США сегодня поступают именно так. Высокодебетные, фонтанирующие скважины Саудовской Аравии (150 скважин с дебетами от 1 до 2 тысяч тонн в сутки) способны сокращать и молниеносно наращивать добычу. Схожую динамику имеют сланцевики США, увеличивая количество гидроразрывов пласта и быстро наращивая объем производства. Мы, к сожалению, не обладаем такой структурой запасов. А снижение добычи на российских месторождениях путем остановки скважин несет в себе риск незапуска.

    Потенциал нефти неисчерпаем. Способы ее использования будут изменяться вместе с прогрессом

    Необходимо понимание главного: нефть и газ еще на протяжении многих десятилетий в той или иной форме будут использоваться как источники энергии. Нефть и газ - основа в производстве полимеров и пластиков. Нефть обладает фантастическим потенциалом в пищевой промышленности. Энергия, компонентный потенциал, заключенный в нефти, неисчерпаем. Способы ее использования будут меняться, эволюционировать вместе с техническим прогрессом.

    Во времена потрясений планетарного масштаба, когда все нестабильно в цене, нефть, залегающая на глубине 3-9 километров, которую не нужно специально хранить, несет в себе не только компонентный, но и монетарный, залоговый потенциал. Использование углеводородов в качестве гаранта, залога будет расширяться.

    Что делали люди во всем мире на бытовом уровне, когда поняли масштаб эпидемии вирусной инфекции? Формировали необходимые запасы воды, макарон, крупы, соли, сахара, чая и кофе. Запасы формируют потенциал, возможность, жизнеспособность государства, системы, компании, человека.

    Современная поисковая геология в прикладном смысле - это наука о запасах. Выполнение ограничительных международных договоров необходимо, однако это вовсе не означает, что мы не можем вести разведку и постановку на баланс запасов. Снижение снижением, но можно и нужно формировать запасы. Реалии требуют сделать упор на изменение структуры запасов, в первую очередь на высокодебетные месторождения глубоких горизонтов, сланцевую нефть старых районов, поиск пропущенных, доразведку, поиск сверхрезультативных, так называемых лакомых кусочков (sweet spots).

    Целесообразно вспомнить, что разведанные извлекаемые запасы нефти уникального Ромашкинского месторождения в 1954 году при коэффициенте нефтеизвлечения в 0,3 составляли около одного миллиарда тонн. В процессе последующей доразведки они были удвоены, а коэффициент извлечения нефти планируется сегодня на уровне 0,6.

    Для понимания и формирования новой структуры запасов в старых районах необходимо делать повсеместную высокоплотную широкоазимутальную сейсморазведку. Готовить новую региональную основу, в которой нуждается государство и нефтегазовые корпорации.

    ГЕОТЕК успешно завершает зимний сезон, значительное количество проектов - досрочно. При этом компания уверенно сохраняет устойчивую бизнес-модель, соблюдая условия финансирования и ковенанты со стороны акционера и банка кредитора. Группа ГЕОТЕК проактивно и гибко реагирует на изменчивые условия рынка ввиду пандемии и цен на нефть за счет эффективных мер по организационному дизайну и снижению постоянных затрат, построения цифровой экосистемы сейсморазведочных работ и развития ресурсосберегающих технологий для заказчиков.

    ГЕОТЕК - это Big Data. Все данные, которые мы получаем в процессе разведки, - это цифровые данные. Кратное увеличение обрабатываемых данных и точности моделирования, глубокая интеграция полевого и камеральных этапов геофизики, комплексирование методов разведки, предоставление недропользователям услуг под ключ на собственных мощностях, эффективный поиск крупнейших структур в полной мере отвечают тем задачам, которые неожиданно встали перед государством и добывающими компаниями.

    В запасах нас обгоняют не только Саудовская Аравия, но и Канада, Венесуэла с запасами в 3-4 раза больше российских. Также существует острая проблема подсчета справедливого отражения запасов на балансе. Государству, компаниям, инвесторам для привлечения качественно и количественно иного, большего в объеме международного финансирования, нужна новая справедливая система подсчета запасов.

    Ресурсная база нефти ежегодно уменьшается не только за счет добычи, но и из-за постоянной переоценки ранее разведанных запасов. Объем этих потерь иногда превышает показатели годового прироста. Так, например, в 2017 году прирост запасов природного газа за счет проведения геологоразведочных работ составил 987,3 миллиарда кубометров. При этом в процессе переоценки ресурсов было списано 1396,6 миллиарда кубов. Таким образом, общий объем разведанных запасов по итогам этого года уменьшился на 409,3 миллиарда кубов. В этом же году прирост промышленных запасов нефти компенсировал их убыль при списании только на три процента. В 2018 году прирост запасов газа составил 1252 миллиарда кубометров, а объем списанных ресурсов - 748 миллиарда, или почти 60 процентов.

    Особого внимания требует проект, предлагаемый доктором геолого-минералогических наук Юрием Воложем, доктором биологических наук академиком РАН Михаилом Федонкиным, доктором технических наук Георгием Гогоненковым и автором этой статьи. Суть идеи в том, чтобы недропользователи, нефтесервисные предприятия, научное сообщество и финансовые инвесторы получили единую платформу для совместной работы по поиску, оценке и разведке геологических структур высоких порядков. Такие решения смогут нивелировать ряд негативных факторов: ограниченность конкретными лицензионными участками, отсутствие детальных исследований на площадях "нераспределенного фонда", значительное количество выведенных из поиска "спекулятивных" лицензий.

    Из последних прорывных событий необходимо выделить замечательный всероссийский форум "Актуальные проблемы недропользования", проходивший под патронажем ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко в середине апреля в виртуальном пространстве. Высочайший уровень участников и организаторов форума наглядно продемонстрировал ту колоссальную работу, которая идет в стенах старейшего технического вуза РФ.

    Нет худа без добра. Самоизоляция и возросший объем связей "онлайн" в итоге повысят общий уровень компьютерной грамотности населения и позволят выявить недостатки бюрократической структуры управления. В посткризисный период России будет нужна не только своя внутриполитическая идеология, но и экономическая мобилизация всех сил и средств. Великое сидение пандемии и падение производства неизбежно закончится командой "На старт, внимание, марш!". И тот, кто активно подготовится и достигнет хорошей спортивной формы, будет лидировать в новом конкурентном витке эволюции.

    Поделиться