Российские автотрассы обрастут метановыми заправками

Спрос на газомоторное топливо в России стабильно растет на 25-30 процентов в год. По мнению экспертов, положительная динамика сохранится и в 2020 году. К 2024 году объем потребления природного газа в качестве моторного топлива увеличится до 2,7 миллиарда кубометров, количество заправок вырастет до 1273.
iStock

Сегодня рынок ГМТ движется благодаря господдержке. В этом году Минэнерго России начало реализацию подпрограммы "Развитие рынка газомоторного топлива" госпрограммы "Развитие энергетики". С 2020 по 2024 год из федерального бюджета будет выделено 19,29 миллиарда рублей. Если подробнее, то только на строительство газозаправочной инфраструктуры КПГ направят 13,49 миллиарда. Строить будут в 27 приоритетных субъектах РФ. Эти регионы располагаются вдоль ключевых федеральных трасс, и у них уже есть базовая "метановая" инфраструктура. Образуются так называемые газомоторные коридоры. К 2024 году количество стационарных газозаправочных объектов увеличат до 1273 единиц.

Минпромторг России планирует направить 3,3 миллиарда рублей в 2020 году автопроизводителям, чтобы просубсидировать продажи около 6 тысяч единиц техники на природном газе.

Важно, какими темпами идет строительство заправок и насколько газовая инфраструктура в целом удобна бизнесу. В стране работает 484 АГНКС. Из них 329 принадлежит сети "Газпром". Как сообщили "РГ" в компании "Газпром газомоторное топливо", в 2020 году компания ведет строительство 36 объектов. Уже сейчас производственная мощность газозаправочной инфраструктуры "Газпрома" - более 2,3 миллиарда кубов природного газа, но загружена она лишь на треть.

"Например, в прошлом году в Белгородской области сеть АГНКС "Газпром" увеличилась на 11 объектов, задача региона сейчас - обеспечить их загрузку благодаря расширению парка техники на природном газе", - сообщили в "Газпроме".

И здесь получается замкнутый круг: автомобили на газе не становятся популярнее, если под них нет развитой инфраструктуры и заправок, а энергетические компании и топливный бизнес не развивают сеть заправок, так как потенциальный объем потребителей небольшой.

Топливный бизнес не развивает сеть газовых заправок, так как объем потребителей небольшой

Не только количество заправок, но и их расположение интересует владельцев коммерческих авто. Главный потребитель КПГ - общественный транспорт. Поэтому больше газовых заправок размещено в крупных городах, а не на трассах.

Запас хода большинства газомоторных тягачей (на сжатом газе) - 400-500 километров, у дизельных пробег "от заправки до заправки" - 1000. Это заставляет перевозчиков тщательно строить маршруты, и не всегда оптимально.

"Для тягача на компримированном природном газе мы не будем строить маршрут из Москвы в Санкт-Петербург и обратно через скоростную трассу М-11. На ней нет газовой инфраструктуры. Еще на АГНКС есть технологические перерывы и пиковые периоды, когда автобусы массово приезжают на заправку", - рассказывает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic. По мнению экспертов, транспорт на природном газе интереснее всего компаниям, где есть пробеги от 200 тысяч километров в год.

Кризис приведет к тому, что придется дольше эксплуатировать технику, отложить обновление автомобильного парка. И машины на газе окажутся выгоднее с точки зрения общей стоимости владения.

"При таких темпах открытия АГНКС катастрофически не хватает и не будет хватать даже в больших городах. За последние два года на самой загруженной трассе в России М10 (Москва - Санкт-Петербург) открылась только одна частная АГНКС, а на недавно достроенной М11 АГНКС совсем нет. Инфраструктура криогенных автозаправочных станций для заправки сжиженным природным газом находится в зачаточном состоянии, и пока динамика там отсутствует", - соглашается Иван Папазов, руководитель направления продаж техники на газомоторном топливе "Скания-Русь".

Авто на природном газе интереснее всего компаниям, где есть пробеги от 200 тысяч километров в год

Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли, рассказывает, что в Краснодарском крае, одном из регионов - лидеров по количеству газозаправочных объектов, АГНКС всего 16, а для полного обеспечения региона газозаправочной инфраструктурой их нужно не меньше 30. "Строительство 62 заправок на всю страну за полгода - невысокий показатель", - говорит эксперт.

Рынок ГМТ ждет и еще одна проблема. С 1 июля 2020 года в силу вступает действие межгосударственного стандарта ГОСТ 33670-2015 "Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия". Документ предусматривает проверку газобаллонного оборудования в испытательных лабораториях, а их сегодня не больше 28 на всю страну.

2,7 миллиарда кубов природного газа будет использоваться в РФ в качестве моторного топлива к 2024 году

"Лаборатории должны быть аккредитованы на "весь межгосударственный стандарт", а не только на положения по газобаллонному оборудованию. Таких лабораторий еще меньше - несколько единиц. Эту проблему сейчас решают федеральные органы - определяют минимально необходимые требования для аккредитации испытательных лабораторий", - говорят в компании "Газпром газомоторное топливо".

Многие крупные представители автопрома уже выпускают автомобили на природном газе. И объемы производства будут только расти, считают эксперты. Например, ГАЗ адаптирует свои модели под растущий спрос: микроавтобус "ГАЗель Next 4.6" и среднетоннажник "ГАЗон Next 10 LNG/CNG", обе модели модифицированы под работу на природном газе. Готов к серийному производству полностью газовый (СПГ) тягач "КАМАЗ-5490 NEO". В 2020 году Scania расширила модельный ряд техники на ГМТ. Начался выпуск авто для карьерных операций, леспрома, строек.

"Мы видим большой интерес компаний именно из этих сегментов рынка, несмотря на непростую ситуацию в экономике. Технику на газе начали закупать предприятия жилищно-коммунального хозяйства", - говорит Иван Папазов. А в Iveco говорят, что за последний год рынок автомобилей на метане в России увеличился вдвое, продажи в 2019 году выросли в 15 раз.