"Мы обязуемся защищать свободу сербского народа, - пообещал в пятницу сербский член Президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик. - Только там, где у нас есть государство, мы можем говорить о сохранении сербского народа". При этом политик отметил важность укрепления Республики Сербской (РС).
В свою очередь президент РС Желька Цвиянович подчеркнула, что считает своим долгом напоминать международному сообществу о страданиях сербского народа. "Мы хотим показать солидарность и то, что мы часть одного общества, указать на несправедливость, - заявила она. - Наша обязанность говорить о преступлениях, а тем более о тех, о которых мир не хочет говорить, а это одно из таких преступлений".
При этом следует помнить развитие событий вокруг Республики Сербская Краина, так Запад еще недавно активно предлагал Киеву применить уже опробованную в 1995 году хорватами схему в Западной Славонии для урегулирования конфликта на востоке Украины.
Так, в 1991 году была создана Республика Сербская Краина со столицей в Книне, ее жители потребовали от хорватских властей автономии по аналогии с тем, что уже было реализовано в отношении Воеводины и Косово в Сербии. Хорваты категорически отказались идти на это, и начал разрастаться конфликт. В этой связи в 1992 году на границе между противоборствующими сторонами разместились миротворческие силы ООН, находившиеся здесь вплоть до трагических событий 1995 года. За это время в РСК были созданы политические структуры - Скупщина (парламент), правительство, ряд министерств, в том числе органы внутренних дел и армия.
В 1994 году начались переговоры между Хорватией и РСК, стали работать двусторонние комитеты, был даже подписан Договор о нормализации экономических отношений. В январе 1995 года Книну и Загребу посол США в Хорватии Питер Гэлбрайт предложил отвлекающий план политического урегулирования, согласно которому Книнская область должна была получить автономию, а Западная и Восточная Славония - интегрироваться в Хорватию. При этом хорваты при полном согласии Запада вовсю продолжали готовить военные операции, которые были успешно проведены ими в мае ("Молния") и августе ("Буря") 1995 года, полностью "очистив свои территории от сербов".
Как отмечают историки, еще в 1991 году сербское население было полностью изгнано из 280 сел Западной Славонии, а уже 1 и 2 мая 1995 года сербов не стало и в остальных 65 селах этой исторической области. При этом неудивительно, что перед началом операции хорватские власти заручились дипломатической поддержкой Германии и США.
По воспоминаниям очевидцев, входя в Краину, хорватская армия жгла и уничтожала на своем пути буквально все. При этом хорваты использовали разведывательные данные самолетов НАТО, патрулировавших территорию военных действий. "Сегодняшняя Краина - это спаленная и опустошенная земля, попавшая в руки вандалов", - писал бельгийский журналист, находившийся в РСК в те трагические дни.
Операция "Молния" стала наглядным примером двойных стандартов и лицемерия Запада. Так, Международный трибунал по бывшей Югославии осудил президента Сербской Краины Милана Мартича на 35 лет заключения по обвинению в преследованиях и других преступлениях против несербского населения. При этом ни один из хорватских офицеров не был привлечен в Гааге к ответственности за этнические чистки в Западной Славонии и массовые жертвы среди гражданского населения. 1 мая в Хорватии отмечается День "освобождения" Западной Славонии.