Лига пациентов предложила алгоритм обеспечения лекарствами во время эпидемии

Находящиеся на самоизоляции граждане из группы повышенного риска по COVID-19 сегодня испытывают сложности с поддержанием нормального состояния здоровья из-за сложностей с продолжением приема лекарств. "Лига пациентов" обратилась в Минздрав России с предложением, как организовать непрерывную терапию у хронических больных, не допуская обострения заболеваний.

Минздрав установил временный порядок оказания амбулаторной помощи пациентам во время эпидемии, согласно которому в период распространения коронавируса рецепт на лекарства можно выписать дистанционно. Увеличены сроки действия рецептов, предусмотрена и доставка лекарств на дом.

"Мы, в свою очередь, считаем, что важно правильно организовать не только порядок выписки, но и доставки лекарств гражданам из группы повышенного риска", - пояснил "РГ" президент "Лиги пациентов" Александр Саверский.

В общественной организации разработали и направили в минздрав проект типового порядка обеспечения лекарствами амбулаторных пациентов, предложив совместить порядок обеспечения медикаментами льготников и нельготников. Общественники предлагают минздраву на основе этого проекта разработать четкий алгоритм обеспечения лекарствами граждан из группы риска и направить его в регионы.

"Такой единый порядок нужен, чтобы избежать в регионах типичных ошибок, например, не надо загружать доставкой лекарств врачей, - считает глава "Лиги пациентов". - Кроме того, надо подумать, как организовать врачебный контроль за пациентами, которые продолжают лечение на дому. Это также позволит снизить число обращений в поликлиники и уменьшить риск инфицирования уязвимых пациентов".

По мнению Саверского, к группе повышенного риска нужно отнести всех граждан старше 65 лет, а также вне зависимости от возраста - больных тяжелыми хроническими заболеваниями (включая, инвалидов I и II группы), при которых заражение коронавирусом может, с повышенной степенью вероятности, привести к смерти.

В поликлинике нужно назначить ответственного за лекарственное обеспечение, а также открыть горячую линию, чтобы прикрепленные пациенты могли связаться по поводу назначения и получения лекарства.

Информация о горячей линии должна быть доступна - ее нужно разместить в виде объявления поликлинике, на ее сайте, а также других информресурсах. Сотрудники горячей линии принимают заявки от пациентов на выписку рецептов, проверяют прикрепление граждан и передают эти данные в регистратуру и, далее, лечащим врачам.

Медицинская сестра отслеживает запись пациентов к врачу, связывается с ними, уточняя, связан ли визит с выпиской лекарств и предлагает сделать назначение дистанционно. Доктор, в свою очередь, оценивает поступающие запросы от пациентов, при необходимости связывается с ними, уточняет состояние здоровья и делает назначения. Готовые рецепты поступают ответственному лицу. План лекарственного обеспечения формируется так, чтобы пациенты могли получить льготные лекарства не позднее 5 рабочих дней с момента обращения, а по назначениям врачей по мере необходимости. К доставке рецептов и лекарств из аптеки привлекают волонтеров, которые несут материальную ответственность и отчитываются о доставленных медикаментах в журнале учета.

В "Лиге пациентов" считают, что бесперебойное обеспечение лекарствами хронических больных, особенно тех, кто одинок и не может воспользоваться помощью детей и родственников, поможет избежать у них обострений неинфекционных заболеваний и предотвратит всплеск сосудистых катастроф, других тяжелых осложнений, требующих немедленной госпитализации.