О своем деде Галина Седункова из Асбеста знала немного: ушел на фронт в августе 1941-го, ему тогда было 38 лет: дома остались жена и две дочки и сын. 8 февраля 1942 года пропал без вести. В детских воспоминаниях Галины сохранились истории, которые рассказывали родные: до войны ездил на коне по лесам - видимо, был лесником или егерем, кто-то из однополчан вспоминал, что видел его на поле боя без обеих ног.
- Живы две его дочери: мои тетя, Лидия Александровна, которой в прошлом сентябре исполнился 91 год, и моя мама - Мария Александровна, ей сейчас 83. Они уже не помнят тех историй, у мамы в памяти остался лишь один эпизод: как провожала отца на фронт. Они жили тогда в поселке Папанинцев, рядом с Асбестом. Ей не было и пяти лет, он нес ее на руках, до магазина. Она так вцепилась ему в шею, что еле оторвали. Он все говорил: "Манечка, мы же скоро вернемся! Только врага разгромим!" Они все тогда так говорили, - рассказывает Галина.
Женщина два десятка лет пыталась установить судьбу деда. Писала запросы, обращалась к поисковикам, но все было тщетно: никакой информации об Александре Максимовиче Лысцове.
- Я вроде успокоюсь - нет и нет, сделала, что могла, - но каждое 8 февраля меня будто что-то снова наталкивало на мысли о деде. Покоя не было. Будто сам дед вел меня. И я снова и снова бралась за поиски, - рассказывает Галина.
Знакомые из военкомата посоветовали пойти иным путем: выяснить судьбу воинского подразделения, куда попал ее дед. И тут появилась первая надежда. Из архивов женщина узнала, что летом 1941-го на фронт ушли более тысячи местных жителей, большинство попали в 365 стрелковую дивизию. Галина была уверена: дед тоже оказался там. Вместе с мамой и тетей они отправили очередной запрос - в архив министерства обороны. В ответ получили ксерокопию странички призыва: действительно, Александра Максимовича Лысцова направили в 365 дивизию, в полк 1211.
Теперь предстояло узнать, что случилось с дивизией.
- Я создала страницу деда на сайте "Бессмертного полка". Неожиданно я узнала, что меня разыскивает краевед из Североуральска, Александр Соловьев. Он написал книгу о судьбе фронтовиков-уральцев, и в ней была информация и про моего деда - полстранички! - рассказывает Галина.
Так женщина узнала, что 365 дивизия практически полностью погибла подо Ржевом.
Ее деда не стало во время жестокого авианалета на деревню Быково. Каждая изба там была забита ранеными, кто мог - убежал в лес, от остальных не осталось ничего. Об этом рассказал однополчанин, который служил вместе с Александром - от бомбардировки спаслись всего 16 человек.
Галина на десятки раз перечитала книгу и решила: поиск завершен. Выяснилось, что не совсем.
- Вдруг мне звонит журналист из Томска Денис Бевз - он активно сотрудничает с "Бессмертным полком" - и говорит, что меня разыскивает поисковик из Москвы, Андрей Фетисов. Якобы их лаборатория расшифровала медальон моего деда, а на меня они вышли, увидев страницу моего деда на сайте "Бессмертного полка", - вспоминает Галина. - Это было совсем невероятно: там же ничего не осталось при бомбардировке! Какой еще медальон?
Медальон оказался самым настоящим. Когда именно его нашли, теперь уже никто и не знает: поисковики считают, что в 1990-е.
- Централизованной системы хранения того, что поисковики поднимали из земли, у нас не было. Эти предметы хранились в архивах поисковых организаций, потом организации прекращали существование, умирали их руководители. Пожалуй, в каждом поисковом объединении есть свой фонд нечитаемых медальонов, книжек красноармейцев. Раньше технологии не позволяли восстанавливать угасшие записи. Сейчас это возможно, но такой работой занимается лишь наша организация - одна на всю страну, - рассказывает руководитель московской лаборатории "Солдатский медальон" Андрей Фетисов.
Медальоны к ним попадают по-разному: недавно передали вкладыши медальонов из ФСБ (видимо, их отправляли в ведомство на исследования), какие-то приносят простые люди, но чаще передают поисковики.
- Медальоны, среди которых оказался принадлежавший вашему земляку, мы сами привезли из Смоленской области осенью 2019 года. Работали там в экспедиции, разговорились с другими поисковиками, и они отдали нам свой архив, - говорит Андрей Фетисов.
Восстановление угасшего текста - процесс непредсказуемый. Может занять от пары минут до нескольких лет. Расшифровкой занимаются специалисты по исследованию технического текста, многие из них совмещают работу в лаборатории "Солдатский медальон" с профессиональной деятельностью экспертов-криминалистов в различных ведомствах. Методы восстановления разные: на помощь приходят компьютеры, видеоспектральные компораторы, химические реагенты. Но читают текст всегда глаза человека.
Медальон Александра Лысцова расшифровывали дней семь-десять.
- Когда мне позвонил Андрей Фетисов и рассказал, что их лаборатория расшифровала медальон моего деда, я никак не могла в это поверить, - вспоминает Галина. - Будто не со мной все происходило! Ведь я его с 2001 года искала! Какое-то чудо произошло! Когда рассказала маме и тете, они, конечно, плакали. Все говорили: "Ой! Надо же! Галинка-то нашла Александра!" Я им все говорю: "Вы ждите, мне пришлют бумаги с данными о месте захоронения, я съезжу, привезу землю, мы ее на могилку к бабушке положим". Я обязательно съезжу, пусть не в это лето, а в следующее.
- Лучшая и единственная награда для поисковика - это слова благодарности людей, чьих родственников мы нашли. Когда молодой 25-летний поисковик встречается с 80-летней женщиной, которая приехала хоронить своего отца, выносит ей папку, где лежит вкладыш медальона и протокол эксгумации, а бабушка падает на колени перед ним, берет его руки и начинает целовать - это важнее всего. Мы живем этой энергетикой, она сподвигает трудиться дальше. Мы отдаем много труда, но получаем в разы больше. Всем, кто еще не дождался своих родных с фронта, я прошу сохранять надежду: есть те, кто ищут. Миллионы погибших еще не похоронены, поэтому для нас война еще не закончена, - говорит Фетисов.
Среди медальонов, которые расшифровала московская лаборатория, есть еще один, принадлежавший уральцу: Александру Трофимовичу Местовских, 1910 года рождения из города Свердловска. На фронт призван Свердловским РВН в октябре 1941 года. Пропал без вести в январе 1942 года. Жена: Местовских Мар. Дмитр., г. Свердловск, ул. Пирогова, д. 12.
Медальон Александра Трофимовича был обнаружен в 2005 году в деревне Соломино (Ржевский район, Тверская область).
Если вы являетесь потомком Александра Трофимовича или знаете его родственников, свяжитесь, пожалуйста, с редакцией "Российской газеты" по телефону: 8 (343)371-24 84 или по электронной почте st@rg-ural.ru.