Принято считать, что импульс этому направлению агитпропа, на первых этапах Великой Отечественной, дало выступление И.В. Сталина 3 июля 1941 года, в котором глава государства предпринял экскурс в прошлое: "История показывает, что непобедимых армий нет и не бывало. Армию Наполеона считали непобедимой, но она была разбита попеременно русскими, английскими, немецкими войсками. Немецкую армию Вильгельма в период первой империалистической войны тоже считали непобедимой армией, но она несколько раз терпела поражения от русских и англо-французских войск и, наконец, была разбита англо-французскими войсками. То же самое нужно сказать о нынешней немецко-фашистской армии Гитлера… Гитлеровская фашистская армия так же может быть разбита и будет разбита, как были разбиты армии Наполеона и Вильгельма". Однако, как свидетельствуют документы, эту тему сделали доминирующей научные сотрудники советских музеев, причем самого различного профиля - от художественных до краеведческих. В отличие от непростительно долго молчавшего Верховного главнокомандующего, музейщики вступили в диалог с народом - посетителями, в том числе теми, кому предстояло уходить на фронт, - немедленно, с первых же дней войны. К теме героического прошлого и его неразрывной связи с настоящим как к актуальному патриотическому стимулу первым в стране обратился ленинградский Музей Революции (ныне - Государственный музей политической истории России). Работу над выставкой "Героика великого русского народа" музей начал 24 июня 1941 года и открыл ее уже 29 июня. Эстафету несколько дней спустя принял Музей истории религии: здесь открылась новая экспозиция, посвященная Отечественной войне 1812 года. В те же дни в Казани, в краеведческом музее открылась выставка "Героическое прошлое русского народа".
Далее - везде. И в первые же месяцы войны именно благодаря музейщикам начался сбор коллекций для будущих экспозиций о Великой Отечественной: артефактами становились образцы оружия и боеприпасов, найденные на поле боя, листовки, письма и фотокарточки, найденные в гимнастерках убитых. Идею формирования фондов для рассказа будущим поколениям о трагической и героической эпопее, не дожидаясь "руководящих указаний" Наркомпроса, выдвинул Я.Ф.Куске, начальник одного из старейших музеев страны - ленинградского Музея Артиллерии, основанного еще Петром Великим. Он же в 1941 году составил и "Инструкцию по сбору трофеев и реликвий", ставшую первым профессиональным руководством к действию: и хранители стали выезжать не только в прифронтовую полосу, они отправлялись на фронт. Чтобы сохранить память поколений.
Сбор военных коллекций был важным, но лишь первым шагом в музейной летописи Великой Отечественной. Шли тяжелейшие бои, фронт пока еще неудержимо катился на восток страны, но в нашей стране уже возникло беспрецедентное явление - открывались новые музеи. Ни в одном государстве в годы Второй мировой войны подобных "гуманитарных" сюжетов не было.
Уникальным событием, безусловно, стало открытие музея Суворова в его родовом поместье - Кончанское. Кончанское расположено в Боровичах (в Ленинградской области, с 1944 года - в составе образованной тогда же Новгородской). После 1917 года усадьбу спасло от разграбления то обстоятельство, что она принадлежала не просто помещику, а великому русскому полководцу. Перед войной в доме Суворова размещалась почта. Местные жители всегда помнили, кто был хозяином Кончанского и мечтали увековечить его память. Первым с идеей создания музея выступил В. Н. Грусланов, сотрудник ленинградского Музея Артиллерии, который провел большую подготовительную работу по сбору материалов в 1938-1941 годах. 22 декабря 1940 года в Кончанском был торжественно открыт памятник великому полководцу. Это был первый монумент Суворову, появившийся в советское время.
В годы войны Боровичский район был единственным неоккупированным "островком" Ленинградской области. Здесь располагались 22 госпиталя, ускоренные курсы подготовки младшего офицерского состава (так называемая школа лейтенантов). Одним из вдохновителей создания музея был начальник Политуправления Волховского фронта бригадный комиссар К.Ф. Калашников. И в ответ на его инициативу из горисполкома блокадного Ленинграда пришло решение: "В дни Отечественной войны, когда вопросы стратегии и тактики Суворова являются особенно актуальными, на музей Суворова ложится ответственная задача стать центром пропаганды суворовского военного искусства, путем создания соответствующей экспозиции и проведения массовых политико-просветительных мероприятий".
Первым организатором ремонта суворовского домика и создания экспозиции стал учитель истории местной школы П. А. Виноградов, оформитель и первый экскурсовод - майор А.Ф. Евтушенко. А первым директором музея стала искусствовед Т. Ф. Попова, эвакуированная из Ленинграда. Важнейшие предметы доставили из ленинградского музея Артиллерии: картины, гравюры, обмундирование, оружие времен XVIII века. Некоторые артефакты поступили из Боровичского краеведческого музея. Откликнулись на музейный призыв и местные жители, приносившие предметы, которые могли принадлежать А.В. Суворову. Так интерьер дополнился мебелью из суворовской усадьбы. А первым экспонатом стал медный суворовский самовар, который хранился в семье потомков дворовых людей, служивших у полководца. (К 1 января 1944 года в музее насчитывалось 206 экспонатов и 148 книг, тогда как на 1 января 1943 года было всего соответственно 76 и 7).
Торжественное открытие состоялось 25 октября 1942 года. Это событие оказалось в высшей степени созвучным времени. Заметка в "Красной искре" позволяет "увидеть" тот памятный день: "К одноэтажному домику подъезжает много машин, подвод, движутся колонны. На торжественное открытие музея пришли со знаменами колхозники из окрестных деревень, учащиеся школ, делегации бойцов Красной армии и всеобуча, трудящиеся г. Боровичи". После митинга и экскурсии по дому-музею солдаты отправлялись на фронт, линия которого находилась всего в 150 км от Кончанского. Музей со дня основания развивался и как памятник военной истории, и как участник событий Великой Отечественной, став местом проведения досуга раненых бойцов и отправлявшихся на фронт выпускников лейтенантской школы. Только за 2 месяца 1942 года дом-музей посетили 3 369 человек. Всего же в годы войны здесь побывало 21 316 посетителей.
В музее сохранились книги отзывов военных лет. В них карандашные записи: "Великое дело сделано, что в дни войны открыт музей-памятник великому русскому патриоту… Желаем ему быть вечным". "Выхожу из музея с еще большим рвением как можно быстрее очистить нашу священную землю от собак и псов - немецких захватчиков. Образ Суворова всегда передо мной".
Вслед за музеем Суворова в том же 1942 году в Москве открылся Военно-медицинский музей, годом позже в Ленинграде, еще находившемся во вражеском кольце, - экспозиция "Оборона и блокада", вскоре ставшая музеем, посвященная обороне и блокаде, в 1944-м в поднимавшемся из руин Тихвине - музей М.А.Римского-Корсакова… То были блестящие примеры, неопровержимо доказывающие, что суворовская наука побеждать - дело не только военных, но и людей самой мирной профессии - музейной. Они не только приняли бой с варварством, но и победили.