02.05.2020 10:05
    Поделиться

    Майя Плисецкая: От кометы в руках зрителя должен остаться хвост

    В этот день 5 лет назад из жизни ушла Майя Плисецкая - балерина, чье имя стало синонимом мастерства, невероятного таланта и стойкости. Стойкости не только профессиональной, но и жизненной: обратившись к мемуарам Майи Михайловны узнаем об испытаниях, через которые ей пришлось пройти - от расстрела отца и ареста матери до борьбы сначала за место в театре, затем за право выступать за границей…

    И вопреки всему она блистала. "Вы устроили пожар на сцене!", - сказал о ее партии Китри в "Дон Кихоте" Рудольф Нуриев и, справедливо отметим, ничуть не преувеличил. Майя Михайловна на сцене жила, творила и вдохновляла творить. Она всегда страстно хотела танцевать. Даже в годы Великой Отечественной войны Плисецкая тайком приехала из эвакуации (из Свердловска!) в Москву, чтобы продолжить занятия в училище, говорила, что за год "истомилась, задеревенела, заскорузла"…

    Композитор Родион Константинович Щедрин в интервью не раз признавался, что ему в жизни удивительно повезло, ведь его Муза всегда рядом с ним. Четыре своих балета Щедрин посвятил супруге: "Конька-Горбунка", "Анну Каренину", "Чайку" и "Даму с собачкой". К слову, костюмы к трем последним создал поклонник творчества балерины французский модельер Пьер Карден. Во время примерок он ни на миг не отходил от Плисецкой и уточнял, удобно ли ей в костюме: "Он должен быть Ваш более, чем собственная кожа".

    Майя Михайловна вошла в пантеон великих русских балерин и стоит наравне с Анной Павловой, Галиной Улановой, Ольгой Лепешинской… Как тут не задуматься о судьбе и предназначении? А ведь Плисецкая еще в детстве косвенно была связана с балетом.

    Майя Михайловна писала, что своеобразный "балетный месседж" она получила в 1929 году. Тем летом семья будущей балерины снимала дачу в Подмосковье, и по соседству с ней стоял темный заколоченный дом, принадлежавший известному партнеру Анны Павловой - балетмейстеру Михаилу Мордкину. На тот момент артист уже перебрался в США. Аромат цветов, которые на участке разводила его сестра, прочно отпечатался в памяти будущей балерины.

    В 1932 году отец Плисецкой, Михаил Эммануилович, был назначен первым руководителем "Арктикугля" на Шпицбергене. В дороге пришлось провести несколько утомительных дней: добираться пришлось и поездами, и паромом, и пароходом. Майя Михайловна вспоминала, как капитан передал ее отцу патефон, чтобы скоротать время в дороге. Правда, пластинка для старого аппарата нашлась лишь одна - отрывки из оперы "Кармен". "Придерживая постоянно стремящийся улететь патефон рукой, мы сотни раз прослушали гениальные мелодии Бизе", - писала балерина в мемуарах "Я, Майя Плисецкая". В 1967 году она исполнила роль Кармен в "Кармен-сюите", и во время репетиций в ее памяти то и дело всплывали высоченные волны и их глухие удары о корпус судна.

    Первое выступление Майи Михайловны перед публикой состоялось на Шпицбергене. Тогда ей досталась, правда, крошечная роль Русалочки в постановке оперы Даргомыжского "Русалка" по неоконченному произведению А.С. Пушкина. У Плисецкой даже осталась фотография участников постановки, которую Пьер Карден отобрал для фотоальбома балерины.

    Майя Михайловна поступала в балетное училище в 1934 году. Конкурс в то время был - к счастью абитуриентов - небольшой. "В особой цене была природная артистичность. Мою судьбу решил незатейливый реверанс, отпущенный мною приемной комиссии", - писала Плисецкая, которой уже с детства было не занимать артистичности: когда ей было пять лет, она вырывалась из рук няни и не упускала возможности потанцевать под вальс Делиба из "Коппелии".

    Выпускной вечер балетной школы состоялся 21 июня 1941 года. Тогда московская публика очень тепло приняла концерте "Экспромт" Чайковского в постановке Якобсона, в котором танцевала Майя Михайловна. После выступления зал взорвался бурными аплодисментами. В воспоминаниях балерина писала: "Может быть, с того вечера я и поняла высшую цену поклонам. Как важен этот ритуал. Я исповедую и поныне, что поклоны - составная часть спектакля. Публика должна унести с собой не только впечатление от танца, но и весь имидж танцовщика, как виньеткой обрамленный пластическим благодарным ответом публике за приятие. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост. Простите за дерзкое сравнение".

    Кстати

    Мариинский театр посвящает Майе Михайловне Плисецкой онлайн-показ "Мессы поминовения", написанной Родионом Щедриным в память о супруге. Произведение в исполнении Хора Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева прозвучит 2 мая в 14:00 на сайте mariinsky.tv. Дополнят программу произведения Сергея Прокофьева: Пятая симфония и Третий фортепианный концерт с пианистом Даниилом Трифоновым.

    Кроме того, на официальном сайте театра можно посмотреть интернет-выставку фотографий памяти Майи Плисецкой. На них запечатлена легендарная балерина, которая не только выступала в Мариинском театре, но и была почетным зрителем многих премьер.

    Поделиться