"Не надо меня гнать в больницу. Не хочу", - пишут одни. "Принудительная практика. Нам грозят академической задолженностью при отказе" - жалуются другие. "Я работаю в стоматологии сейчас - там я себя чувствую в безопасности. И если я пойду на практику - не смогу вернуться на эту работу" - эти слова одной из студенток уже облетели все соцсети.
Сегодня для студентов-медиков время "Ч". Совместный приказ Минздрава и Минобрнауки разрешил привлекать студентов медвузов к работе с зараженными COVID 19.
А с 1 мая студенты старших курсов могут проходить практику в клиниках с коронавирусом. Со всеми, кто решит войти в "красную" зону, заключается договор: риск оценивается в 100 тысяч рублей.
Однако к такому оказались готовы не все. Кто-то честно задается вопросом: "Почему я сегодня не герой?". И честно сам отвечает: "Никто никого не заставляет. Но мне страшно". Правда, с которой нельзя не считаться.
Но есть и другая правда, о которой тоже пишут студенты: "Разве профессия врача изначально не подразумевает риск? Зачем идти в медицинский, если ты не готов в экстремальной ситуации помогать? Делать пластику носов? Слюнявить кэш? Всем быть пластическими хирургами и стоматологами? Дело важное и нужное, но кто вылечит, когда действительно "край"?...
Более тысячи ординаторов, аспирантов и студентов Сеченовки участвуют в борьбе с коронавирусом. Об этом "РГ" рассказал ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова, академик РАН Петр Глыбочко:
- Медицинские вузы, их преподаватели, аспиранты, студенты с первых дней пандемии помогают отечественному здравоохранению. Наша клиническая база одна из первых перепрофилирована в крупнейший в стране госпиталь COVID-19 на 2000 коек. У нас создан профильный федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для взрослых. Более тысячи ординаторов, аспирантов и студентов противостоят коронавирусной инфекции, работая в городских и университетских клиниках, участвуя в волонтерском движении.
Ординаторы Сеченовского, имеющие дипломы по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия", трудоустроены на должности участковых врачей-терапевтов в подразделения Департамента здравоохранения Москвы. С середины марта они оказывают помощь больным на дому, ведут амбулаторный прием. В собственные университетские клиники, перепрофилированные под госпитали COVID-19, трудоустроены ординаторы, которые в качестве врачей-стажеров помогают госпитализированным пациентам. Ординаторы работают по индивидуальным учебным планам. Это зачтется им как практика. В клиниках Москвы трудятся и наши аспиранты. Кроме того, ординаторы, аспиранты и студенты участвуют в волонтерском движении. В том числе, в больнице в Коммунарке.
Заметна тенденция: активизируется коронавирус, и среди студентов увеличивается количество желающих стать волонтерами. Добровольцы оказывают адресную помощь пожилым и маломобильным людям, находящимся на самоизоляции, помогают медицинскому персоналу в больницах. Кстати, сейчас московские больницы, где лечат зараженных коронавирусом, принимают на работу и практику не только ординаторов, но и студентов медвузов.
На заседании Координационного совета по противодействию распространения COVID-19 мэр Москвы Сергей Семенович Собянин заявил о направлении на практику в рамках борьбы с коронавирусом студентов 4-6 курсов медицинских вузов.
И с 1 мая студенты старших курсов специальностей "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология" и "Сестринское дело" направляются в медицинские организации соответствующих субъектов РФ, где будет прохождение практической подготовки. Такая подготовка - неотъемлемая часть образовательной программы.
Работа в условиях эпидемии диктует свои требования. И их надо неукоснительно соблюдать. Всем предоставлены средства индивидуальной защиты, возможность выбора нескольких вариантов работы. Те, кто пожелает работать в зоне, где находятся инфицированные больные, обязательно пройдут обучение по программе "Диагностика и профилактика новой коронавирусной инфекции". Студенты дают информированное согласие на работу, заключают трудовой договор с больницей. То есть, это полноценное трудоустройство. В Москве их зарплата превысит 100 тысяч рублей. Их обеспечат бесплатным питанием.
Заключая трудовой договор, студент становится медицинским работником. В отношении него действуют все стандарты и правила оказания медицинской помощи, санитарно-эпидемиологические правила и нормы, как и в отношении любого другого медицинского работника. И значит безопасность студента обеспечивается на том же уровне, как и безопасность любого медработника.
Сегодня вся страна борется с коронавирусной инфекцией. А врачи, все медики на передовой. Пришло время и нашим студентам, нашим выпускникам проявить себя. Они хорошо подготовлены, в том числе и на междисциплинарном уровне. Они готовы к противостоянию, к всеобщей борьбе с опасным вирусом. Уверен, они способны справиться с ним. Есть и те, кто не ушел добровольцем на фронт борьбы с коронавирусом. Мы понимаем и этих студентов, и их родителей. Никто из вуза никого отчислять не будет. Не надо фейков. Просто надо задуматься, та ли профессия выбрана для жизни.
Екатерина Радюк, студентка 4 курса:
- Сейчас главная проблема в больницах - нехватка рук. Да, в защитных костюмах очень жарко, очки запотевают. Но безопасность превыше. Для меня - это не работа, а добровольчество. Пришла сюда, прежде всего, с желанием помочь будущим коллегам в непростой ситуации. Это хорошая практика работы в экстренной ситуации.
Павел Терешин, студент 3 курса:
- Были сомнения: идти и бороться с коронавирусной инфекцией или отсиживаться дома и теряться в омуте одиночества. Я выбрал первое. Просто хочу доказать сам себе, что я гожусь на что-то большее. Были люди, называвшие меня героем. Но я не герой. Я лишь выполняю свою работу, добавляя частицу себя в любую возможность для выздоровления пациентов.
Шапиюлла Абдулаев, студент 6 курса:
- Я увидел сообщение о наборе волонтеров в ГКБ 40 на Коммунарке три недели назад. Отправил заявку. Получить такой уникальный опыт выпадает раз в жизни. Никаких сложностей, кроме физической усталости, я не ощущаю. В обязанности волонтера входит большой спектр задач для начинающего врача. Многие выполняют административные функции. А наличие сестринского сертификата позволяет помогать медсестрам на постах: выполнять назначения врача, заполнять документацию, проводить обходы пациентов.
Асанет Алврцян, студентка 4 курса:
- Это профессиональная практика. И я считаю, что это не есть плохо! Наш университет, в частности, руководство, очень лояльно подошло к данному вопросу. Не хотите идти - не идите. Хотите сделать добровольный вклад - идите, помогайте всеми способами. Я уже проработала определенное количество времени в больнице. Причем, мне было предоставлено жилье (я живу в области и один из моих родителей, к сожалению, в очень высокой зоне риска). Были предоставлены все средства защиты, зарплата.
Алексей Абрамов, директор Медицинского института РУДН:
- С самого начала коронавирусной инфекции в Москве в работу активно включился и Медицинский институт РУДН. Почти 250 наших студентов и ординаторов, в том числе 70 иностранцев, просто остались там, где проходили клиническую часть обучения: в 1-ой, 2-ой инфекционных больницах, в 15-ой ГКБ, ЦИТО. Они продолжили свою работу на местах, в то время как остальные студенты перешли на дистант.
Для работающих выделили отдельный корпус в кампусе, туда же потом стали переселять ребят-москвичей, которые присоединились к команде врачей позже.
Сейчас непосредственно в "красной" зоне работают около 150 студентов РУДН, а всего - пятьсот, включая иностранцев. После выхода "первомайского" приказа на рассмотрение в столичный департамент здравоохранения отправлено еще 600 заявок.
Все, кто решил проходить практику в больницах с COVID 19, уже слушают спецкурс подготовки к работе в условиях инфекции.
Любой, кто выбрал медицинскую профессию - уже волонтер, так как невозможно быть медиком в каких-то границах. Ты всегда подвергаешься опасности. И мы готовим к этому уже на ранних курсах. Недавно на совете ректоров медвузов единогласно решено: ребята, которые сейчас работают, получат дополнительные баллы при поступлении в ординатуру. Врач - всегда работа с пациентами, которым ты нужен, независимо от риска заражения. Это такая работа, и в чем-то - подвиг.
Нодари Какабадзе, студент 5 курса:
- Я сейчас в "зеленой" зоне ЦИТО, иду переодеваться в "красную", чтобы поработать. В день мне ставят по две смены. Перед этим тщательно подготавливают, помогают одеваться, проверяют целостность защиты. У нас лежат пациенты разной степени болезни. Много тяжелых, но с положительной динамикой. Здесь же, на территории больницы предоставили жилье в отдельном корпусе. Очень удобно после тяжелых смен. Дома не был около месяца, соскучился. Но зато я уверен, что родные в безопасности. Сейчас получаю огромный опыт. А что еще нужно студенту-медику?
Валерия Бакалин, 5 курс РУДН:
- Прохожу производственную практику в отделении реанимации в Коммунарке, непрерывно находясь в "красной зоне" по 12 часов и более. Живу в 15-м блоке, соблюдая все правила по технике безопасности. Отработав почти месяц, могу с уверенностью сказать: прийти сюда было моим лучшим решением. Это именно тот случай, когда можно научиться "орудовать" теорией на практике. Как известно, теория без практики мертва, практика без теории слепа. Поэтому ежедневно, при переходе из "чистой" зоны в "грязную", я становлюсь новой версией себя. Рабочий день проходит так: 8 утра - проверка листов назначений, обход, уход за пациентами, постоянный контроль мониторов жизнеобеспечения. Страшно ли в реанимации? Отчасти, но я всегда знаю: за спиной стоят опытные анестезиологи-реаниматологи, к которым всегда можно обратиться за помощью.
Марина Письмарова, студентка 4 курса РУДН:
- Всегда мечтала поехать останавливать эпидемию с "Врачами Без Границ". Год назад сдала экзамен и пошла работать в гнойную хирургию, где прошла школу жизни медсестры, вытаскивая пациентов с остановкой сердца, останавливая кровотечения после операции… Каждый свой выходной ходила с процедурной сестрой и училась колоть вены. Сейчас в Коммунарке. Это сложно, но я рада, что в строю.
Регина Зайнутдинова, студентка 5 курса РУДН:
- Когда объявили о наборе студентов-добровольцев в больницы, не многие согласились. Боялись. Кого-то не отпустили близкие. Но это прекрасная возможность получить опыт и действительно чему-то научиться. Я вот почти уже месяц работаю в ГКБ 52 в отделении реанимации и интенсивной терапии. Здесь буквально по долям восстанавливают легкие и борются за жизнь людей. Некоторых пациентов уже перевели в другие отделения, потому что они пошли на поправку и могут дышать самостоятельно. Кто-то лежит по два месяца без существенных изменений.
Камелия Тарадай, студентка 5 курса РУДН:
- Прохожу производственную практику в ГКБ 15 им. Филатова. Решение пойти в "красную зону" было принято сразу и без сомнений. В первую смену было тяжело привыкнуть к костюму, респиратору и очкам, которые запотевали через каждый час. Но адаптация организма - интересная вещь: через некоторое время уже перестаешь замечать дискомфорт - не до того. В больнице отлично справились с организацией мест отдыха в "зеленой зоне", а это очень важно для врачей. Всегда есть, чем подкрепиться. К нам в отделение поступают пациенты разной степени тяжести, но радует, что большинство - выписываются.