"РГ" выяснила, как немецким школьникам организовали учебу на дому

В Германии нет единой схемы дистанционного обучения. В одной из гимназий Нижней Саксонии еще за год до карантина детей снабдили ноутбуками с доступом к цифровой платформе, через которую можно загружать домашние работы, отправлять их учителям, а потом исправлять ошибки. Но такие новомодные штуки, по данным Центра педагогических исследований, доступны лишь 22 процентам учеников. При этом примерно треть опрошенных детей пожаловались, что учителя вообще перестали выходить на связь.
В Германии карантин смягчают: этот четвероклассник из Гамбурга, как и многие его сверстники, уже вернулся в школу за парту, хотя пока в маске. Фото: AP

"Некоторые не отвечают уже две недели, а я даже не знаю их мейлы. По немецкому языку нам задали разгадывать какие-то кроссворды, а по обществознанию - вести дневник эпидемии в нашей земле Гессен", - поделилась с порталом Spiegel online старшеклассница Дебора из франкфуртской общеобразовательной школы, у которой на носу выпускные экзамены.

Бьют тревогу и родители. "Мне фактически пришлось стать учителем для своей девятилетней дочки. Никакого цифрового обучения, всех этих инноваций в нашей школе нет и в помине. На мой взгляд, это огромный недостаток, - пожаловалась "РГ" Клаудиа из города Фалькензе. - Я сама прохожу курсы повышения квалификации для своей работы, нас дистанционно консультируют, устраивают видеоконференции, присылают электронные материалы. Для детей же ничего такого не сделано. Каждый день я сама придумываю, как мотивировать ребенка. Такое ощущение, что мы остались одни".

Похожие чувства испытывает Кристоф Фишер из Штуттгарта, чью историю приводит Spiegel. Мужчина стал настоящим гуру в вопросе домашнего обучения, ведь у него четверо детей, разбросанных по трем разным школам. Шестым классом, в котором учится его средняя дочь, мужчина очень недоволен: раз в неделю по каждому предмету ей приходят безликие бланки со скучными заданиями, в ключах с решениями - ошибки. Родителям прямо заявили, что им придется самим проверять уроки своих чад. "Мол, учителя теперь занимаются дома с собственными детьми, на учеников у них нет времени! Чувствую, они вернутся на работу изрядно отдохнувшими", - возмущается многодетный отец. Впрочем, у близнецов-третьеклашек дела обстоят куда лучше: учительница всегда отвечает на все вопросы по электронной почте и просит не стесняться звонить ей напрямую.

Родителям заявили, что им придется самим проверять уроки своих чад

Примеров, когда педагоги-энтузиасты со всей душой отдаются эксперименту, немало. "Теперь я частенько вижу своих учеников в пижамах", - рассказала Spiegel классная руководительница десятого класса в районной школе Гамбурга. Она не только два раза в неделю общается с ребятами в скайпе, но и заботится о тех, у кого дома нет компьютера или ограничен доступ к интернету. Например - у детей беженцев, живущих в общежитиях. Ради них преподаватель приходит на работу, распечатывает там стопку листов с упражнениями и отправляет с курьером по адресам. В ответ школьники присылают ей скрины ответов на смартфон. Ее коллега из Мюнстерланда перед уходом на карантин провела беседу со всеми своими подопечными и составила для каждого индивидуальный план занятий. А еще она устраивает детям настоящие, хоть и виртуальные переменки, на которых можно обменяться дружескими письмами, селфи и даже рецептами пирога.

Но еще больше, чем дети, по живому общению скучает… директор гамбургской начальной школы Бьерн Ленгвенус. В пустом актовом зале он оборудовал телестудию, нанял двух операторов и с их помощью снимает ролики о жизни альма-матер на карантине. "Шоу полуночников", которое каждый вечер выходят на YouTube-канале, с нетерпением ждут не только его ученики, но и коллеги. "Педагогика - мое призвание. Мои двери всегда были для всех открыты. А теперь я целыми днями сижу один в своем кабинете, провожу все эти телеконференции... Так что мое шоу - единственная отдушина, возвращающая меня к воспоминаниям о нормальной жизни", - цитирует Spiegel грустного директора.

Прямая речь

Сложные времена настали не только для обычных учебных заведений, но и для музыкальных. "РГ" пообщалась с Тиной Клаус, директором одной из таких школ. "Я преподаю фортепиано. Сейчас мы всем коллективом пытаемся придумать, как организовать учебный процесс в новых условиях. Честно говоря, это очень нелегко, - признает фрау Клаус. - Ведь невозможно учиться музыке, инструменту только дистанционно. Нам, взрослым, тоже очень сложно не видеть ребят. В последнее время я вообще много размышляю о судьбе культуры, которая на фоне эпидемии вдруг оказалась на задворках. Все говорят о ресторанах, магазинах, больницах, но об учреждениях культуры как будто забыли. И это вызывает у меня большую тревогу".