04.05.2020 15:00
    Поделиться

    "Все жили жизнью страны". О чем вспоминают дети блокадного Ленинграда

    В Ленинград семья Сапегиных перебралась из Смоленской области еще до войны. Главе семьи Павлу Никифоровичу как дворнику была выделена квартира в полуподвальном помещении напротив Исаакиевского собора на улице Почтовой. Мама Ефросинья Евдокимовна работала уборщицей в рабочей столовой. В семье было девять детей.
    Галина Гангуева

    …Жаркое лето 1941 года. Школьный год позади, что может быть лучше каникул? "И в этот день, 22 июня, мы играли на улице. И тут во двор вошла мама, она шла и плакала. Приблизившись к нам, с горечью сказала: Война началась", - вспоминает Прасковья Павловна. Так 14-летняя Паня вмиг повзрослела с началом Великой Отечественной войны.

    В первые дни войны на фронт ушли трое братьев Сапегиных Петр, Василий и Илья. Живыми вернулись Петр и Василий. "Илья всегда в нашей памяти. Мне уже 93 будет, я его до сих вспоминаю как старшего брата навсегда оставшегося молодым", - вспоминает с теплотой Прасковья Павловна. По ее словам, после войны их семья долго не теряла надежду, что он найдется, вернется домой. "Мы писали письма, искали его. Пропал без вести, как тысячи безусых парней", - говорит Прасковья Павловна.

    О войне Прасковья Павловна не любит говорить. Говорит лишь, что война была народной: все ковали победу - и на фронте, и в тылу. Худенькая Паня в свои 14 лет из-за своего маленького роста выглядела намного младше своего возраста. И когда, по воспоминаниям Прасковьи Павловны, со сверстницами они пошли помогать в госпиталь в уходе за ранеными ее просто прогнали оттуда. Но храбрая девушка все равно нашла себе дело. "Ребята с нашего двора с крыш сбрасывали фугасные бомбы. Мы внизу помогали их тушить", - вспоминает она.

    Осенью 1941 года для ленинградцев настали тяжелые дни. Началась военная блокада города на Неве. Длилась она с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. В городе начался массовый голод. "Было голодно и холодно", - так вспоминает блокадное время Прасковья Павловна. В памяти остались 125 граммов хлеба, за которым утром уходила сестра Анна, а младшие оставались ждать ее. "В блокаду мы выжили благодаря маме, которая работала в столовой и приносила остатки еды, из которой готовился нехитрый ужин, делился поровну между всеми хлеб", - вспоминает Прасковья Павловна. По ее словам, город со всей силой старался выжить, не думали о смерти, мечтали о победе. "В то, что наш народ победит, верили все, воевавшие на фронте, оставшиеся в тылу старики и дети, каждый хотел помочь стране. В нашей семье никто не паниковал, все жили жизнью страны", - отмечает Прасковья Павловна. В дни блокады не стало их отца. "Однажды неожиданно дали селедку, он съел чуть больше нормы и умер от несварения желудка", - говорит Прасковья Павловна.

    Когда в январе 1943 года прорвали блокадное кольцо, ленинградских детей эвакуировали через Ладожское озеро в другие регионы. Вывозили всех на барже. Своих четверых девочек вывезла и Ефросинья Евдокимовна. "Нас всех укутали, было тепло, я засыпала. Почему-то до сих пор мне кажется, что нас вывозили на подводной лодке", - делится воспоминаниями Прасковья Павловна.

    В эвакуации они жили в Алтайском крае, в 100 км от Барнаула. Там Прасковья Павловна окончила 8 классов и самостоятельно выучившись машинисткой, начала свою трудовую деятельность. Печатала объявления, листовки. Печатала она и объявление об окончании войны. С какой радостью и волнением набирала она эти строки!

    Сразу после победы они вернулись в Ленинград. Квартира в их двухэтажном доме, который еще топился дровами, была занята другими жильцами и им дали другую в этом же доме.

    Паня сразу устроилась на работу в типографию. Девушки после работы сразу бежали на танцы. Там Паня познакомилась со своим будущим мужем, вышла замуж и уехала в Москву. Муж ее Валентин Григорьевич был военным, его сначала направили на службу на Западную Украину в Ивано-Франковск. Там в 1953 году родился их первенец Анатолий. Затем они вернулись в Москву, где в 1960 году родилась дочь Марина.

    В Москве молодая семья Кудиновых жила на Дровяной площади в двухэтажном деревянном доме между улицами Хавской, Мытной и Шухова. К сожалению, после рождения дочери они с мужем развелись. Прасковья Павловна больше не вышла замуж, но она никогда не унывала и не жаловалась на судьбу. На ее долю выпали суровые военные годы, ей не удалось получить высшее образование, но зато она всегда стремилась дать знания, хорошее воспитание и образование детям. Продолжала работать машинисткой на заводе, выпускавшем авиационные двигатели. Писала и набирала тексты грамотно, в работе была ответственная, за что к ней сослуживцы, как она говорит, относились с уважением.

    Уже на пенсии Прасковья Павловна с дочерью Мариной съездила в Ленинград (она до сих пор называет его так), прошлась по местам своего детства и юности. Прасковья Павловна награждена памятным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". За долголетний добросовестный труд отмечена медалью "Ветеран труда".

    Несмотря на почти вековой возраст, Прасковья Павловна до недавнего времени ухаживала за огородом, занималась заготовками. Ее всегда отличали и отличают такие качества, как доброта, искренность, сострадание. Сегодня Прасковья Павловна живет у дочери Марины. Она окружена заботой и вниманием родных ей людей. В любую погоду, за исключением гололеда, она выходит на прогулку.

    У бабы Поли четверо внуков и два правнука. Накануне 75-летия Победы в Великой Отечественной войне бабе Поле 5 мая исполняется 93 года. Родные и близкие соберутся за праздничным столом, и баба Поля произнесет свой традиционный тост: "Берегите Родину!"

    Поделиться