Школьная олимпиада прошла в режиме "аватара"

Разработать систему виртуального общения для инвалидов? Провести соревнования по удаленному управлению квадрокоптерами? Запрограммировать беспилотник для бесконтактной доставки грузов? Все это и не только сумели финалисты Олимпиады Кружкового движения НТИ.
iStock

Теперь ребята смогут получить 100 баллов к профильному ЕГЭ и шанс поступить в один из престижных вузов России.

Финалы инженерной командной олимпиады среди школьников проходили по всей России на протяжении более полутора месяцев. Первые из них удалось провести очно, а задачи, как и в прошлом году, часто были ориентированы на решение актуальных современных проблем.

К примеру, финалисты профиля "Нейротехнологии и когнитивные науки" разработали интерфейс для общения парализованных людей, которые не могут говорить и двигаться. Проанализировав электрические биосигналы человека, система могла набрать текст и передать его другим пользователям, адаптируясь под каждого.

Некоторые профили олимпиады, такие как "Урбанистика" и "Умный город" предлагали финалистам задания про развитие своего развитие региона. Например, разработать алгоритм оптимизации сбора данных ЖКХ и вывоза бытовых отходов для Томска.

В середине марта финалы ушли на "удаленку", но при этом сохранили и работу в команде, и реальные инженерные задачи. При этом все ребята соревновались из дома - Олимпиада Кружкового движения НТИ стала первой олимпиадой в России, которая перешла в распределенный формат за четыре дня. Для того чтобы сохранить прозрачность и честность, применялась система прокторинга, позволяющая отслеживать, открывал ли участник что-либо кроме разрешенных сайтов, выходил ли из комнаты, нарушал ли правила. Что важно? Практически никто из ребят даже не пытался списать.

Первыми новый формат опробовали на себе ребята, которые соревновались по профилю "Наносистемы и наноинженерия". Участники синтезировали квантовые точки, это структуры размером 3−20 нанометров, которые растворяются в воде. В медицине с помощью квантовых точек возможно выявить раковую опухоль в организме человека. Финалисты удаленно проводили все расчеты и сообщали лаборантам, что необходимо делать - допустим, перелить реагент из пробирки "А" в пробирку "В". Лаборанты четко выполняли указания, а школьники могли наблюдать весь этот процесс в формате прямой трансляции - прямо на "аватарах" были закреплены камеры.

Финалисты профиля "Летательная робототехника" провели соревнования по удаленному управлению квадрокоптерами. Дроны с помощью компьютерного зрения выявляли людей с повышенной температурой и доставляли им тесты на коронавирус. Разумеется, испытания проводились на моделях, а не на реальных людях, чье присутствие вызвало бы понятные риски.

Участникам направления "Автономные транспортные системы" требовалось работать с компьютерным зрением и инструментами машинного обучения для обеспечения движения беспилотника по своей полосе и решения задач на маршруте следования: детектирования, распознавания и реагирования на дорожные знаки, пешеходов, других объектов полигона. На складе участники решали задачу сортировки промаркированных грузов. Иными словами, разрабатывать систему, позволяющую оперативно и бесконтактно доставить груз из одной точки в другую. Финалисты направления "Аэрокосмические системы" удаленно работали с аварийным ровером, выполняя с его помощью спасательную миссию и помогая космонавту на другой планете добраться до модуля и вернуться за Землю. Команды профиля "Инженерия космических систем" работали с функциональной моделью спутника формата CubeSat - это формат малых искусственных спутников. Участники разрабатывали образец и программное обеспечение бортовой системы связи для космического аппарата. Впервые в рамках олимпиады прошел гуманитарный профиль "Научно инженерная коммуникация": финалисты создавали систему автоматического монтажа, им предстояло создать программу, которая автоматически выбирала для финального видео только качественные фрагменты.

Всего заявки на участие в олимпиаде подали больше 52 тысяч старшеклассников и студентов, до финальных испытаний дошли более 1200 школьников из 8−11 классов и более 200 студентов - учащихся бакалавриата и специалитета.

- Быстрая смена формата была трудным, но правильным решением. Финалисты участвовали в олимпиаде без рисков для своего здоровья. Да, совершенно иначе прошла практическая часть олимпиады, школьники не приехали на площадки, хотя очень долго этого ждали. Но они оказались первопроходцами в абсолютно новых реалиях, им пришлось научиться очень четко организовывать свою работу и время, работать с учетом разницы часовых поясов между сокомандниками, общаться в дистанционном формате, отточить навыки программирования. Все это сейчас как никогда востребовано тем миром, в котором мы все оказались, и точно не потеряет актуальности в будущем, - подчеркнул лидер рабочей группы Кружкового движения НТИ Дмитрий Земцов.