Ученые выяснили, как гены неандертальцев влияют на нашу жизнь

iStock

Как известно неандертальцы наследили в нашем геноме. Благодарить за это надо тех Homo sapiens, которые скрещивались с Homo neanderthalensis. В итоге от них современные люди получили 1-4% ДНК. Вроде бы немного, но, по мнению некоторых ученых, эти следы оказали на нас сильное влияние. Считается, что именно им мы обязаны депрессией, аллергией, диабетом, тягой к никотину. Более того, генетические следы неандертальцев существенно влияют на цвет глаз и волос, форму черепа и ряд других признаков.

Группа ученых Исландии и Германии решила проверить эту гипотезу. Проанализировав ДНК около 27 тысяч исландцев, они выявили десятки тысяч участков генома, которые несли на себе "печать древности". А затем выяснили, насколько от этих "печатей" зависит тот или иной признак у человека. И оказалось, что большинство из них определяется нашими обычными генами, а не неандертальскими. Иными словами, их гены хотя и могут влиять на ту или иную особенность организма, но намного слабее, чем гены Homo sapiens.

Не удалось увидеть связи неандертальской ДНК ни с веснушками, ни с цветом глаз или волос, ни с аутоиммунными болезнями. И на депрессию эта ДНК влияет мало. Лишь несколько признаков заметно зависели от древней ДНК: мужчины и женщины с нею были более низкого роста, у них быстрее образовывались тромбы в крови, и у мужчин заметно реже случался рак предстательной железы.

Понятно, гены исландцев имеют свои генетические особенности, отличающие их от других популяций. Но все-таки большая часть нашего генома - не неандертальская, а учитывая, что очень многие признаки зависят не от одного, а от нескольких генов, было бы странно ожидать, что древняя ДНК будет так уж сильно влиять на нашу жизнь. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.