Одно из самых известных орудий Великой Отечественной - реактивную установку БМ-13 - воссоздали энтузиасты в Подгоренском районе. Сотрудники местного автотранспортного предприятия сняли мерки с оригинала в Воронеже, где в 1941-м было налажено серийное производство "Катюш".
Подгоренцы повторили конструкцию БМ-13, которая стоит в городском парке Патриотов. Элементы рельсовых направляющих изготовили на заказ, собрали подъемный механизм. В годы войны такие системы залпового огня устанавливали на шасси грузовиков ЗИС-6. Автомобиль-донор 1959 года выпуска нашелся у жителя села Куренное, который и передал свой раритет мастерам из Подгоренского ПАТП.
В свободное время они восстановили шасси и агрегаты машины. Основную работу взяли на себя заведующий мастерскими Сергей Барабашов, контролер пассажирского транспорта Сергей Бабенко и автомеханик Иван Гончаров.
Подобрали и комплект снарядов, не пожалев алой краски для головных частей и оперения. Использовать их по прямому назначению, конечно, не планируют.
На все работы ушло три месяца. В День Победы "Катюша" проехала по территории Подгоренского района. В перспективе автомобиль планируют поставить на площадке возле ПАТП, чтобы полюбоваться на грозное орудие могли все жители райцентра.
Воронеж считают колыбелью "Катюши": собирать БМ-13 на здешнем заводе имени Коминтерна начали еще до начала войны. Опытные установки были сделаны в московском НИИ. Зимой 1941-го чертежи передали воронежцам. Они внесли в конструкцию ряд существенных изменений, улучшив ее прочность и удобство для использования в полевых условиях. Уже 28 июня была образована первая экспериментальная батарея реактивных минометов под началом капитана Ивана Флерова. В нее вошло пять пробных образцов и два серийных, воронежских. Боевое крещение будущие "Катюши" приняли 14 июля под Оршей. Осенью фронт придвинулся к Воронежу, и производство установок перенесли в столицу. Завод имени Коминтерна эвакуировали за Урал, где выпуск орудий продолжился.