09.05.2020 14:43
    Поделиться

    Жительница блокадного Ленинграда: Гоните от себя дурные думы!

    В редакцию "Российской газеты" пришло письмо от жительницы блокадного Ленинграда Зои Сергеевны Мешковой. В день Великой Победы она хотела поздравить всех читателей с этим праздником и рассказать свою историю. Она у Зои Сергеевны очень непростая. В блокадном Ленинграде в девять лет она потеряла родителей и старшего брата. Девочку взяла на воспитание семья тети. Несмотря на всю пережитую боль, Зоя не сдалась и не сломалась. Она разведывала нефть в Сибири, строила ГРЭС, работала на сейсмостанциях на Крайнем Севере. Редакция "Российской газеты" публикует письмо Зои Сергеевны о блокаде.
    Из архива героини

    "…Я осталась одна в 9 лет. В один момент ушли самые близкие. В те трагические для меня дни нашлись люди, которые спасли мне жизнь. Меня удочерили. Документ, который я храню все годы, весьма редкий. Это свидетельство об усыновлении ребенка в блокадном Ленинграде.

    Свидетельство об усыновлении. Фото: Из архива Зои Сергеевны Мешковой

    Горизонтов Сергей Николаевич - человек, который назвал себя моим папой, работал на заводе № 7. Военное название. На самом деле - это завод имени М.В.Фрунзе, расположенный недалеко от Финляндского вокзала. И завод, и работники были на военном положении, со всеми вытекающими последствиями. Кровати находились непосредственно в цеху, спали и работали посменно, не покидая производство. Кормили тоже в цехах, которые оказались тогда и работой, и домом, и столовой: 250 грамм блокадного хлеба и похлебка.

    В подтверждение "тяжести" тех военных дней я покажу другой, дорогой для меня документ - заявление Клавдии Тимофеевны Горизонтовой (жена "дяди Серёжи"), в котором она просит предоставить отпуск за "…мой счёт…", потому что болела и сильно ослабла. Документ был передан через друзей или знакомых руководству предприятия, на котором она работала.

    Заявление на отпуск Клавдии Тимофеевны Горизонтовой. Фото: Из архива Зои Сергеевны Мешковой

    Ходить на работу пешком (из дома на Выборгской стороне к Лиговке 195) после болезни было очень тяжело. Лиговка - это Лиговский проспект, а здание находилось на перекрестке с Курской улицей. Усыновление (то есть, в моём случае - удочерение) в блокадном Ленинграде - это поступок, характеризующий величайшее мужество взрослых. В условиях военного времени, в осажденном городе, когда все жили только по принципу: "Все для фронта! Все для победы!", когда осиротевших детей отправляли в детские дома или просто о них ничего не знали, в поступке, влекущем принятие в семью иждивенца (как ни грустно, но именно данный статус был у каждого блокадного ребенка), могли усмотреть, в лучшем случае - корысть, в худшем - страшно представить. Война! Блокада!

    Зоя с родителями и братом. Выжила только она. Фото: Из архива Зои Сергеевны Мешковой

    Когда меня спрашивают: "Как жили в блокаду?", не могу спокойно отвечать - тяжело вспоминать, тяжело думать, тяжёлое время. Но говорю так: "Это когда живете на третьем этаже в большом доме, где нет ни электричества, ни тепла, ни воды, ни канализации - только окна, самостоятельно заделанные, и буржуйка с трубой, выведенной через форточку. Топить нечем и за хлебом вставать рано. Морозы зимой 41-го, 42-го годов были лютые и бомбили постоянно".

    Но жили, жили, несмотря ни на что. Не было страха, как и в настоящее время, когда мы все оказались в трудном положении. Сейчас думаю и говорю: Живите! Гоните от себя дурные думы! Знайте, мысли - материальны! Берегите себя и близких…"

    После войны Зоя Сергеевна окончила энергетический техникум, поступила на факультет географии Ленинградского государственного университета. Студенткой участвовала в экспедиции Всесоюзного геологического института по разведке нефти в Западной Сибири, ездила на строительство Княжегубской ГЭС. Кстати, там Зоя Семеновна и познакомилась со своим будущим мужем Виталием Николаевичем Мешковым, человеком, который впоследствии стал настоящей легендой энергетики Заполярья.

    Зоя Сергеевна вместе с мужем Виталием Николаевичем и дочерью Аллой. Фото: Из архива Зои Сергеевны Мешковой

    После свадьбы Зоя Сергеевна переехала с мужем в поселок Зеленоборский, вела географию в местной школе-интернате, вела занятия в кружках. Но в педагогике Зоя Сергеевна не осталась, когда мужа перевели на Кировскую ГРЭС, она переехала с ним и устроилась в Геофизический институт Академии наук, трудилась на апатитской сейсмостанции. Также три года она отработала на сейсмостанции в поселке Раякоски на самой границе с Норвегией. Потом был переезд в Мурмаши, работа в "Колэнерго" в техническом отделе.

    Зоя Сергеевна в самоизоляции следит за культурной жизнью Петербурга в онлайн-формате. Фото: Из архива Зои Сергеевны Мешковой

    Уже будучи на пенсии Зоя Сергеевна переехала в Петербург, сейчас она живет в Пушкине. Конечно, грустит иногда по северному сиянию и уникальной заполярной природе, но зато в Петербурге ей доступны театры и музеи. Сейчас, в период самоизоляции, Зоя Сергеевна наблюдает за культурной жизнью города в онлайн-формате. Смотрит трансляции спектаклей, виртуальные выставки, а также следит за новостями ведущих СМИ и, что особенно приятно, регулярно читает "Российскую газету".

    "Российская газета" сердечно поздравляет Зою Сергеевну с Днем Великой Победы и желает ей всех благ. С праздником, Зоя Сергеевна!

    Все материалы сюжета "75-летие Победы" читайте здесь.

    Поделиться