В российском ТВ мы видели сериалы о Любови Орловой, Валентине Серовой, Муслиме Магомаеве - разного качества, они привлекали публику уже одним только именем героя. В Америке сняли бесчисленное множество игровых лент о Джуди Гарлэнд, Мерилин Монро, Одри Хэпберн, Фрэнке Синатре, Джеймсе Дине… Теперь переживает новый взлет дарование режиссера Райана Мерфи, ранее прославившегося сериалом "Американская история ужасов", а затем переключившегося на жизнь звезд: в 2017-м он снял остроскандальный сериал "Вражда", и только что Netflix выпустил премьеру 7-серийного "Голливуда". Последние два опуса стоят отдельного внимания.
"Вражда" (Feud) - история войны между двумя суперзвездами 50-х Бетт Дэйвис и Джоан Кроуфорд, разгоревшейся на съемках знаменитого, крепко сделанного психологического хоррора 1962 года "Что случилось с Бэби Джейн". Идея экранизировать популярный бестселлер о смертельной вражде двух сестер-актрис принадлежит Кроуфорд: чувствуя, что выходит в тираж, звезда ищет способ вернуть увядающую славу, и ее вечная соперница, 54-летняя Бетт Дэйвис нужна ей для хайпа - вдвоем они сделают полные залы! Обе роли в затеянном ею фильме - главные: Джоан играет прикованную к инвалидной коляске бывшую кинозвезду Бланш, Бетт - бездарную Джейн с набеленным лицом клоунессы, алкоголичку, свихнувшуюся на почве зависти к удачливой сестрице. Коллизия, к восторгу прессы, сложилась взрывоопасная: вся эта "песнь ненависти" идеально легла на реальный сюжет отношений Дэйвис и Кроуфорд. Первая - великая актриса, обладательница двух "Оскаров" и только что прогремевшая в фильме "Все о Еве", у второй "Оскар" только один, но слава ее как танцовщицы, певицы и актрисы не менее громкая. Теперь обе будут сражаться за нового "Оскара", ставя друг другу подножки. Напряженных ситуаций здесь хоть отбавляй - хватило на восемь больших серий. Зрители уже знают, что в реальности Дэйвис обошла Кроуфорд - у нее была более эффектная роль, и теперь сладострастно следят, как две соперницы не могут поделить свою славу, а студия и пресса превращают скандал в шикарный рекламный ход.
В роли Джоан Кроуфорд хороша Джессика Лэнг, роль Бетт Дэйвис играет Сьюзен Сарандон, которая по всей психофизике оказалась двойником великой актрисы. Как часто бывает в фильмах о закулисье, эту паучью среду обе звезды знают досконально и явно наслаждаются возможностью отомстить коллегам, вложив в эту работу всю свою любовь-ненависть к "индустрии лжи". Параллельно фигурируют две королевы газетных сплетен тех лет - всесильные гадюки Лоуэлла Парсонс и Гедда Хоппер, тоже соперничавшие между собой. Так как в этом "кино о кино" воспроизведен процесс работы над реальным хоррором о Бэби Джейн, там много заново сыгранных цитат, занятных параллелей и взрывных намеков. Сериал абсолютно синефильский, и перед тем, как его посмотреть, непременно нужно обновить в памяти фильм, из-за которого весь сыр бор - "Что случилось с Бэби Джейн": получите двойное удовольствие от круто замешенного оригинала и, затем, от раскрытия его тайн в сериале. Благо интернет дает такую возможность.
Обкатав кассовую тему на "Вражде", режиссер-продюсер Райан Мерфи по тем же принципам, но с еще большим размахом вернул нам кино 40-х в 7-серийном "Голливуде". Вернул его шик и гламур, сладкие мелодии Коула Портера, эхо ханжеского "кодекса Хейса" и времена, когда кино было обиталищем небожителей, воплощенной мечтой о богатстве и счастье, законодателем мод и вершителем судеб, способным перевернуть сознание всей нации. Он оглядывается в эпоху Ку-Клукс-Клана с высот сегодняшней Америки, где уже правил всенародно избранный темнокожий президент, баллотировалась в лидеры первая женщина, а гомофобия приравнена к расизму. Тогда, по его версии, борьба за принципы справедливости и равенства только начиналась.
По сюжету, талантливый темнокожий драматург Арчи пишет сценарий фильма о любви темнокожей к белому - в главной роли впервые в истории должна сниматься афроамериканка Камилла. Один из голливудских мейджоров, студия ACE готова рискнуть, но на нее давит "общественное мнение": кинотеатры объявляют ее картинам бойкот, на улицах бушуют демонстрации расистов, отснятый материал пытаются уничтожить блюстители морали, и эта война прогрессистов с ретроградами становится сюжетом раскаленного страстями сериала. Все заканчивается, конечно, победой: фильм с участием темнокожих и азиатских актеров по сценарию драматурга нетрадиционной ориентации получает признание.
Авторы сериала виртуозно держат баланс между комедией и мелодрамой, интерес насмотренных зрителей подогрет включением в ряд вымышленных персонажей таких фигур, как Элеонора Рузвельт, актеры Вивьен Ли, Рок Хадсон, Хэтти МакДэниел, Анна Мэй Вонг, композитор Коул Портер, режиссер Джордж Кьюкор... Вся эта трагикомедия нравов о том, чего в Голливуде стоит путь к вожделенной славе, смотрится с захватывающим интересом, и даже страшишься, что скоро все закончится - полузабытое, надо сказать, чувство. Случались фильмы прекрасные, но вот таких волшебных моментов, подвластных только кино, в кино не было много десятилетий: Мёрфи вернул не только 40-е годы Голливуда, но и магию кинематографа 40-х. С ее наивностью, с абсолютным погружением в неземной экранный мир, с поворотами событий, от которых екает сердце, и разворотами сюжета туда, куда стремишься всей душой. Конечно, мы уже твердо выучили, что в жизни хэппи-эндов не бывает - все помрем. Но на таких "счастливых финалах" стоит социальный оптимизм кино, способного, как показала история, помочь людям выгрести из любых кризисов. В сериале "Голливуд" он прямолинеен и кажется наивным, но именно он движет общество вперед.
В этом сериале очень много "слишком". Он слишком красив, слишком гламурен, слишком сентиментален, слезлив, патетичен, порой слащав и прекраснодушен, им слишком откровенно рулят благие намерения автора послать косному человечеству вызов и, одновременно, привлечь любителей "клубнички"... Но любое искусство - концентрат чувств, модель не только реальности, но и наших еще не реализованных убеждений, надежд и - да, грез. Именно благодаря этим "слишком" сериал Райана Мерфи стал спорным, но громким событием в современном, основательно покалеченном "артхаусом" кино: на уроках прошлого он возвращает ему взаимопонимание и контакт с массовой публикой.