Во Франции коронавирус углубил цифровое неравенство среди школьников

В этот понедельник Франция начинает поэтапно выходить из спровоцированного коронавирусом карантина, который продлился 55 дней. Отныне французам позволено без разрешительных "бумажек", но, тем не менее, соблюдая меры санитарной безопасности, свободно передвигаться. Правда, в пределах 100 километров от места проживания. Открылись все магазины, заработали предприятия, компании, учреждения. Однако тех, кто может и дальше трудиться дистанционно, попросили по возможности делать это и впредь, чтобы избежать столпотворений в общественном транспорте в часы пик.
EPA

В эти дни должны открыться и школы. Не все и не везде. Наплыва учеников, скорее всего, не будет. Во-первых, старшеклассники-лицеисты смогут сесть за парты только в июне, а учащиеся помладше из колледжей лишь выборочно - чуть пораньше. Ну, а во-вторых, многие родители из-за опасения, что дети подцепят вирус от однокашников, намереваются продержать их дома до каникул, которые начнутся в первых числах июля. Тем более, что местное минобразования не возражает: никакой обязаловки нет.

На чем в этом ведомстве настаивают, так это, чтобы в школы вернулись "декрошёры" - так во Франции называют отстающих, тех, кто и раньше, мягко говоря, не блистал на уроках. Сейчас же после двух месяцев тотального карантина их отставание, как на днях заявил глава профсоюза учителей Sneeta-FO Паскаль Вивье, приобрело "катастрофический характер". И этому есть весьма веская причина, имя которой "цифровое неравенство".

В принципе оно и раньше существовало между ребятами из семей среднего и выше классов, и теми, кто обитает в многочисленных социально неблагополучных "банльё" - бедных районов вокруг Парижа и других крупных городов. Тамошние жилые комплексы, где перемежаются отстроенные в 60-х годах прошлого столетия дома-пеналы, то поставленные на попа, то лежащие на боку, заселены в своей массе выходцами из североафриканских и прочих стран третьего мира. Они давно считаются бетонными символами социального и экономического раскола в стране, который до сих пор не удалось преодолеть ни одному из сменявших друг друга правительств.

Теперь к этому неравенству COVID-19 добавил еще одно - цифровое, а если точнее, то усугубил его до такой степени, что для многих тамошних ребятишек, какими бы усердными они не были, перспектива найти себе достойное место в жизни становится просто не реальной. И этому есть более чем веские причины.

Нас пятеро сестер и братьев в возрасте от 9 до 15 лет. Всех перевели на отдаленное обучение. Квартира маленькая, друг другу мешаем, а компьютер один на всех

Рассказывает девчушка из парижского пригорода Сартровиль: "Нас пятеро сестер и братьев в возрасте от 9 до 15 лет. Всех перевели на отдаленное обучение. Квартира маленькая, друг другу мешаем, а компьютер один на всех. Поэтому старшие пытались пользоваться смартфоном, но оказалось, что слишком сложно, а поэтому просто махнули рукой…"

Ее почти одногодка 10-летняя Сурия, в доме которой кроме мобильного телефона никаких других гаджетов нет, попала в числе "декрoшёров" по той же причине. "Экран телефона маленький, вот я и с заданиями не справляюсь", - делилась она в одном телерепортаже. И таких историй великое множество, что подтверждают также многие педагоги.

Майя, учительница начальной школы в восточном пригороде Парижа Баньоле, жалуется: "Из 23-х учеников моего класса мне удалось поддерживать контакт только с семерыми". Еще хуже дела у ее коллеги Сары из не менее проблемного городка Сарсель (департамент Валь-д"Уаз): "Лишь 20 ребят из 150 кое-как продолжали учиться в эти два карантинных месяца". По ее словам, чрезвычайная ситуации, вызванная "ковидом", сделало отставание ребят практически невозвратным. Тем более, что какой-либо помощи от пап и мам детям ждать не приходится: те сами не в ладах ни с грамматикой, ни с другими школьными дисциплинами.

Более того, даже следить за тем, чтобы дети занимались, они не могут. Как рассказывает секретарь столичного профсоюза преподавателей Snuipp-FSU Элизабет Кютас, родители из тех районов заняты на "необходимых" в условиях карантина, но не сильно престижных в обычное время работах. Все они - сборщики городского мусора, кассирши, посыльные, медсестры, грузчики продмагов, посыльные - возвращаются домой под вечер сильно уставшими, и до уроков детей, понятно, руки у них не доходят. Это не говоря уже о том, что с техникой они, как правило, также не в ладах.

Совсем дело швах в школах с техническим уклоном, куда попадают в основном ребята их малоимущей среды, а таких 700 тысяч человек. Так вот по данным профильного профсоюза учителей, в числе "декрошёров" в этом году могут оказаться от 30 до 40 процентов местных пэтэушников. Николя Вуазен, преподаватель из Марселя, давая оценку психологическому состоянию коллег, характеризовал его следующим образом: "Это поражение. Мораль на нуле".

Как считает профессор Университета Лилля, эксперт в области демографии Натали Шюссо, условия, в которых оказались из-за карантина дети бедных окраин, "углубили пропасть между ними и их одногодками".

Образование во Франции всегда считалось своего рода надежной путевкой в обеспеченное будущее. Однако сегодня усугубившееся цифровое неравенство делит ребят на родившихся в "правильным семьях" и тех, кто рискует завтра стать новыми "отверженными".