Посмотри на меня

Рецензии
    12.05.2020, 14:33
Текст:   Юлия Авакова
На экраны вышли "Нормальные люди" (Normal People), 12-серийная экранизация романа молодой ирландской писательницы Салли Руни, подготовленная номинантом на "Оскар" Леонардом Абрахамсоном и его коллегой Хетти МакДональд.
 Фото: kinopoisk.ru  Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Имя Руни уже успело обрести известность среди любителей современной англоязычной прозы, оба ее романа удостоились пристального внимания критиков и престижных премий. Ну а создание телесериала профессионалами, за плечами которых - "Доктор Шанс", "Льюис", "Фортитьюд", "Говардс-Энд" и несколько других громких проектов, имело все шансы на успех. Только вряд ли кто-либо мог предполагать, насколько оглушительным он будет.

Казалось бы, что можно сказать нового о взрослении, очаровании грезами, о первых романтических чувствах и предательском несоответствии переживаемого прозаической действительности? Судя по живому отклику аудитории, это произведение сумело объединить в себе сразу несколько важных составляющих, не так уж часто встречающихся в одном произведении. Налицо очень пристальное, трепетное отношение к эмоциям, которые испытывают герои, без оценок, нарочито-выпуклого изображения отдельных сцен, которые, по мнению создателей, лучше всего раскрывают характер героев. И композиция позволяет достичь эффекта присутствия - как и в обыденной жизни, некоторые малозначимые подробности запоминаются не меньше, чем судьбоносные беседы и переломные события, что считать главным, а что второстепенным - на то воля каждого.

В самые важные моменты игра актеров крайне сдержанна, но буря переполняющих их чувств ощущается в каждом кадре, сообщая скупым словам глубокое внутреннее содержание. Создатели сумели нащупать совершенно правильный тон повествования, апеллируя к универсальным переживаниям, понятным опасениям и вневременным кризисам юношеского мировосприятия. Постельные сцены, присутствующие в сериале в изобилии, становятся лишь обрамлением истории, но не подменяют основного содержания. Режиссеры сознательно выпустили большую часть бескомпромиссных суждений о героях, присутствующих в литературном первоисточнике, предоставив зрителю возможность по-своему насытить и расцветить происходящее. И от этого экранизация "Нормальных людей" только выиграла, более того, это один из немногих случаев, когда отчаянно хочется посоветовать ознакомиться с книгой лишь после просмотра сериала.

Роман повествует о юношеской любви между девушкой из состоятельного семейства Мэрианн (Дэйзи Эдгар-Джонс) и ее одноклассником Коннеллом (Пол Мескал).. Мэрианн резка, не умеет общаться, ей чужды увлечения одноклассниц и любые условности, но при этом она умна и поразительно начитанна. Но эти заслуги нисколько не извиняют ее в глазах школьного окружения - ее нещадно дразнят, обзывают неудачницей и вообще считают безумной. Коннелл же обладает мягким характером, он достаточно популярен у себя в классе, принадлежа к тому типу людей, кто не особо прилагает к этому усилия. Он мягок и загадочно немногословен - и это нравится девушкам, обладает чувством юмора, может при случае дать списать и показывает хорошие результаты в спорте - словом, идеальный товарищ в представлении однокашников. Его мать приходит в дом Мэрианн убирать, и именно это внешнее обстоятельство сближает героев.

Последующая история правдоподобна той особой неловкостью, которая соткана из противоречий внутреннего мира подростка и отклика реальности на его устремления. Здесь есть место и желанию жить своей жизнью, и увлечение где-то прочитанными и подсмотренными идеями, боязливое оглядывание на ровесников, их осуждение и одновременно боязнь попасться им на глаза в компрометирующем свете. Это - постоянное пограничное существование между двумя мирами, один из них являет себя ежедневно в действительности, другой - создается неосознанно, при интерпретации жестов, взглядов и брошенных слов, исходя из своего небольшого жизненного опыта. И эта причудливая мозаика выстраивается в определенную логическую последовательность. Только что в ней от правды, а что от вымысла, юному существу не так просто понять.

Происходящее между героями, учащимися в выпускном классе, обречено на провал, так как настоящее - призрачно и неустойчиво, будущее - неизвестно, и в любом случае, отношения нужно будет начинать сначала, в новых условиях, только вот как при этом отрезать прошлое, обиды, недомолвки, поспешно сделанные выводы, Коннелу и Мэрианн не совсем понятно, хотя они стараются, трогательно пытаются действовать как пресловутые "зрелые личности", которых так мало в настоящей жизни, вопреки книжным обещаниям, только они этого еще не знают.

Студенческий период в жизни героев погружает зрителя в бурную жизнь студентов дублинского Тринити-колледжа с ее несостыковками и треволнениями. При этом она изображена удивительно обаятельно и нежно. Происходящее не лишено мягкого юмора, остроумных шуточек и уважительного отношения к происходящему, так как именно в подобном окружении во многом формируется личность, выходящая во взрослый мир. Салли Руни, неоднократно заявлявшая о своих социалистических убеждениях, смогла ненавязчиво вплести их свой роман, показав всю пропасть, разделяющую жизнь Мэрианн и Коннелла на материальном уровне, что нет-нет да дает о себе знать.

Основной, очень важный посыл обоих произведений - желание показать, что "нормальность" желаема, но очень расплывчата, и подстраивать под свое сугубо субъективное ее понимание весь внутренний мир - вещь опасная, причем не только для себя, но и для других. Жалко, конечно, что очень маленькое количество молодых людей входит в сознательную жизнь без увечий, но это не оправдание тому, чтобы распылять накопленный яд и отравлять жизнь другим. А вот эгоизм и солипсизм лучше бы усмирить, что крайне непросто, так как он безотчетно маскируется под множеством социально одобряемых моделей поведения. Не надо бояться увидеть себя таким, какой ты есть, куда более гибельно вживаться в выбранный образ и упрямо пытаться соответствовать ему. И история о гадком утенке, пусть и не столь прямолинейная, как у Андерсена, вещь вполне обыденная.

Нужно любить, уметь любить, учиться этому. Если не любишь себя, вряд ли полюбишь другого и свое отражение в нем. Но любить - не разрекламированным инфантильным потаканием себе во всем, не с болезненной навязчивой страстью сделать себе больно, но с желанием не растерять, не истрепать данное при рождении. Так, чтобы четко знать, за какую черту никогда не переступишь. Тогда, глядишь, придет и уважение - в том числе к свободе выбора, которую просто понять, но так сложно принять. И тогда появится простор для действий, место для созидания и надежда.

5