Большой спорт ждут большие изменения

Задумываясь о том, что будет "после", всегда переживаю за родной мой и любимый спорт. Вряд ли оставаться ему таким, как "до". Пандемия сегодня заставляет играть, вернее, не играть, по ее собственным правилам. За какой вид спорта (кроме одного) ни возьмешься, всюду просматриваются грядущие перемены.
Наталия Федосенко / ТАСС

Редактируя в эти дни тексты коллег и работая над своими собственными, вдруг ощутил, что окунулся в 1970-1980 годы: сколько же пишется о шахматах. Но тогда они были на пике, на гребне, чтобы к 2000-м чуть не исчезнуть на долгие годы под натиском новых экстремальных дисциплин, гигантских, народ притягивающих футбольных проектов, многомиллиардных олимпиад с порой обновленно-туманной программой. А шахматное старичье с вековыми правилами долой.

Шахматисты в передовых

Но как раз в период COVID-19 они-то и выжили. Из переполненных во время больших турниров залов шахматные болельщики еще задолго "до" постепенно перебрались к компьютерам, в социальные и прочие сети. Гроссмейстеры передвигают фигуры, каждый их ход комментируют классные специалисты, а любители наблюдают за всем этим по мобильникам, планшетам и прочей современной компьютерщине. И в эти дни шахматисты в каких только онлайн-соревнованиях не играют. А мы, в отсутствие других зрелищ, жуем черствый хлебушек, за свежим из-за карантина не набегаешься, и смотрим, смотрим на черно-белые клетки.

Неужели интеллектуалы шахмат и здесь оказались настолько умными, что переиграли нас, сумев раньше всех вглядеться в коронавирусные дали и перейти к передовым спортивным технологиям? Еще в конце 1970-х великий их вождь Михаил Моисеевич Ботвинник грезил о шахматных компьютерах. Но все-таки нет. Просто шахматы такой вид спорта, который, как выяснилось, хорош в любых эпидемиологических условиях. Чистая, однако, бесспорно счастливая для мастеров, гроссов и нас случайность.

Не заблудиться в пяти кольцах

И на этом клетчато-передовом фоне действия отцов международного спортивного движения выглядят некой архаикой. МОК явно запоздал с переносом токийской Олимпиады. О чем думали седые олимпийские головы, затягивая и затягивая и первоклашкам понятное решение: отложить? Боюсь, о миллиардах, которых недосчитаться от телеконтрактов, о потере спонсорских, о бедном и сказочно богатом Токио, чей вклад в разросшиеся до гигантизма Олимпийские игры превышает двенадцать миллиардов (12 000 000 000) долларов. Часть заработанного пошла бы, конечно, национальным олимпийским комитетам на развитие спорта.

А подсчитано ли, сколько стоит человеческая жизнь? И не застрахованной на все случаи жизни и смерти спортивной звезды, а одного из сотен тысяч фанатов, приехавших бы в страну цветущей сакуры со своими болячками. Раньше такого и быть не могло. Но теперь-то есть, может, прямо там за углом или даже на твоей лестничной клетке. Игры перенесли на год. Наверное, кто-то дал МОКу гарантию, что изобретут к тому времени чудодейственную вакцину? Но посмотрите, как расползается коронавирус по миру, сколько людей унес. А ведь он пока не добрался до Африки, где медицина развита еще хуже, чем в... Назовите самую глухую и нищую географическую точку Европы или Америки с Азией.

Так что, не играть, не соревноваться, не выяснять, кто же быстрее, выше, сильнее? Играть и соревноваться. Но терпеливо ждать, не смея приближать олимпийский праздник ни на день, ни на месяц.

Вдруг пришло мудрое решение Ассоциации национальных олимпийских комитетов (АНОК), в которую входят 206 стран: отложить Всемирные пляжные игры до 2023-го. Может, и проводить их не раз в два года, а раз в четыре? Осторожничают, перестраховываются? Наверняка. И правильно делают. Давайте потерпим и вытерпим. Или авось повезет и так? Небось пронесет.

Японцы, вынесшие и атомные бомбардировки, и землетрясения, а в 2011-м и катастрофу, похожую на нашу чернобыльскую, придерживаются иной точки зрения. Перенос Игр восприняли достойно. Любимую, словно свою, фигуристку Евгению Медведеву деликатно попросили покинуть страну. Иностранка и как у нее с карантином? Почему ходит на каток и тренируется?

А как с этим у всего большого мирового спорта, в бешеном темпе передвигающегося по государствам и континентам? Побережем спортсменов. И себя тоже.

Ату зрителей, ату

Не совсем понимаю, что будет с болельщиками. Хожу на стадионы с детства. Волнами сменялось поведение зрителей. Они были и мирными, и пьяными, и искренне, понимающе добрыми, и типичным хулиганским отребьем. Но никто из всех этих слоев никогда бы не смог даже при всем желании соблюдать то, от чего в какой-то степени зависит наше существование - дистанцию даже не в два метра, а хотя бы в метр при подходе на стадион, после окончания матча. Это практически немыслимо. Загадка - как им чинно усесться на трибуне, соблюдая необходимое расстояние.

Значит, матчи при пустых стадионах? Раньше такой зияющей пустотой клубы наказывались за неспортивное поведение фанатов. А как теперь? Допустим, телетрансляции. Но они не заменят наслаждения живой игрой, эмоций, близкой и улавливаемой спортсменами болельщицкой радости.

Или представим, что продается билет на четыре места. Он обойдется как один или как все четыре? И спасет ли такая рассадка?

Что и как делать? Пока тайна. И тут уж и речи не может быть о прибылях или хоть какой-то окупаемости. Иль поможет, спасет, как всегда, Родина? Но ей придется догонять и восстанавливать еще кое-что кроме спорта.

А мне жалко моих миллионов

Это ария из другой оперы. Или из все той же? Мир, Европа, мы все, каждый из нас несем убытки. У миллиардеров, как сообщает "Форбс", они миллиардные. У соседа-пенсионера дяди Вовы, живущего на пенсию и сдачу однокомнатной, такие же по его доходам - тысячные. На сколько похудеет наш бюджет, какой урон понесет промышленность, туризм, сельское хозяйство... Все и вся, за что и за кого ни возьмись.

И потому меня бесит дискуссия о миллионных футбольных, хоккейных зарплатах. Втолковывают: это же рынок, он так складывается и, да, они столько получают. Но эти умные штучки я слышал и во времена господина Гайдара. Некоторые помнят, каким крахом это закончилось.

В футболе, хоккее, баскетболе... надо срочно пересматривать потолки зарплат. Соглашусь, что не прав, если мне докажут, что стареющие зарубежные не звезды, а звездочки приезжают к нам, чтобы выложиться в полную силу своих иссякающих возможностей. Давайте, убеждайте. Но бесполезно, ибо очевидно: не тянут они на те, порой десятки, валютные миллионы, которыми оплачивается их пребывание в составе разных могущественных и не очень клубов. А еще зарплаты плюс агентские, подъемные, призовые.

Да, были годы, когда такое было неоправданно, все равно нет, но по карману некоторым олигархическим единицам и бюджетам крупных областей. Но годы канули. А с коронавирусом, может, надолго, если не навсегда в обозримом будущем.

Будем строже к собственным тратам. Именно собственным, потому что в зарплате какого-нибудь футбольного миллионера не затерялись, быть может, ваши рубли и моя копейка. Я плачу пусть скромный по мировым масштабам, но все же налог и не хочу, чтобы в тяжелое, свалившееся горем время мы тратились на абсолютно бесполезное, лишь чье-то самолюбие тешущее. Нужны в новой обстановке и новые законы, и новые правила игры. Старые, с шестью нулями, на сегодня устарели.

Наступило время большого пересмотра ценностей. А спорт - это ценнейшее, что у нас есть. Мы и авторитет свой завоевывали благодаря ему, родимому. И здоровье с его помощью поддерживали. И сколько счастья приносил он нам, болельщикам. Без него никак нельзя.

Присядем, подумаем. И Москва не сразу строилась.