Новости

13.05.2020 04:43
Рубрика: В мире

Муза ведет в атаку

Как киргизские артисты поддерживали боевой дух солдат на фронтах
Киргизские артисты выступают у передовой. Фото: photo.kg Киргизские артисты выступают у передовой. Фото: photo.kg
Киргизские артисты выступают у передовой. Фото: photo.kg
85 лучших работников искусства Советской Киргизии во время Великой Отечественной войны дали свыше двух с половиной тысяч концертов, большинство из которых проходили у линии фронта.

Комуз под Белгородом

Август 1941 года. На СССР наступают фашистские полчища. Группа театральных деятелей, понимающая, как в эти дни важно поддержать моральный дух советских граждан, опубликовала в газете "Кызыл Кыргызстан" обращение к соотечественникам. Оно было подписано именитыми в то время артистами.

"Мы должны всемерно укреплять наш боевой тыл, - гласило обращение. - Каждый из нас должен на своем посту трудиться самоотверженно, энергично. Мы призываем всех женщин нашей республики еще больше повысить производительность труда для того, чтобы укрепить наш тыл, не жалея сил и энергии".

А годом позже - летом 1942 года - в Киргизии сформировали концертную фронтовую бригаду, в которую вошли артисты только что созданного в республике театра оперы и балета. Возглавил ее композитор Владимир Власов. Она была первой, но не последней. Всего в годы войны Киргизия направила к местам боев семь концертных бригад, и все время, пока шла Великая Отечественная, они выступали в частях Калининского, Белорусских, Ленинградского и Украинских фронтов. Вместе с солдатами действующей армии артисты из далекой Киргизии освобождали оккупированные нацистами территории советских республик, прошли Чехословакию и Германию.

В перерывах между тяжелыми боями солдаты слушали божественный голос оперной певицы Марьям Махмутовой, которая исполняла "Катюшу" и "Синий платочек". Восторженно бойцы принимали и ее коллегу Сайру Кийизбаеву, других артистов. Вот что, к примеру, вспоминал об артистах из Киргизии их земляк, политрук Иван Крыльцов. Эту запись в дневнике он сделал в 1943 году за сутки до битвы на Курской дуге:

"Солдаты отдыхают в наскоро вырытых землянках близ маленькой деревеньки под Шибекино Белгородской области, - писал он. - Редкое затишье перед очередным боем. Вдруг с опушки леса до солдатского блиндажа донеслась знакомая мелодия - "Бьется в тесной печурке огонь". Но звучала она как-то необычно. Стали прислушиваться. На чем играют? На гитару не похоже. Балалайка? Тоже нет. И тут я подскочил как ошпаренный. Господи, да это же комуз! Родные мои! Бросился бежать туда, откуда слышны были звуки. Недалеко от командирской палатки репетировали два человека, одетые в киргизские национальные костюмы. Я подбежал к ним. От волнения горло перехватило, даже не смог сразу выговорить, что я тоже из Киргизии, из Фрунзе (ныне Бишкек, - Прим. ред.). Долго обнимались. Я их сухарями угостил, сахаром. Они мне про Фрунзе рассказали, как люди работают, как фронту помогают. Я как будто дома побывал. Одним из комузистов оказался Муса Баетов. Ближе к вечеру группа киргизских артистов дала прекрасный концерт. Пели на русском, казахском, киргизском. Одну из песен на киргизском языке "Сагынам" ("Скучаю", - Прим. ред.) я позже выучил наизусть".

Раджа в окопе

Поддержать боевой дух солдат, а иногда заменить собой павших бойцов, певцы, композиторы, художники, актеры считали делом чести, и никто от командировок на передовую не отказывался. В группу, как правило, входило 10-12 человек, выступающих в самых разных жанрах. Певцы, декламаторы, актеры и даже иллюзионисты. Одним из них был знаменитый на весь СССР Александр Вадимов.

В 1942 году в Киргизию в эвакуацию приехали несколько известных артистов Московского цирка на Цветном бульваре. Был среди них некий Алли-Вад. Под этим сценическим псевдонимом скрывался один из основоположников советского циркового иллюзионного жанра Александр Вадимов. Он приехал в Киргизию со своей женой артисткой Верой Рябовой. Но оставаться в тылу Алли-Вад не хотел. Устроив семью, он тут же пошел в местный военкомат с просьбой отправить на фронт. Военком, которому имя иллюзиониста было хорошо известно, посчитал, что рисковать жизнью талантливого артиста он не имеет права. И поэтому он предложил Вадимову выехать на фронт не в качестве бойца, а с концертной бригадой артистов. Тот, подумав, согласился.

- Вы представьте сейчас состояние противника, который рассматривает вас в бинокль, - шутил он с солдатами на фронте, выходя перед ними в чалме и шароварах. - Да они думают, что сходят с ума, видя на нашей стороне индийского раджу.

Солдаты громко смеялись, чем приводили противника в недоумение. Кто ж хохочет перед боем? А смех звучал еще громче, едва фокусник начинал свои трюки. Впрочем, с бригадой киргизских артистов Алли-Вад выступал недолго. Вскоре он вернулся в Москву, откуда вновь отправился на фронт в составе другой бригады.

Песня для любимого

Советских бойцов стремились поддержать не только киргизские артисты, но и представители творческих кругов Казахской, Узбекской и других южных республик СССР. В их числе была прославленная театральная актриса и певица из Алма-Аты Айша Абдуллина. Позже она стала одной из героинь книги кандидата исторических наук, профессора Киргизско-Российского Славянского университета Валентины Воропаевой, посвященной вкладу среднеазиатских артистов в разгром нацистской Германии.

Айше Абдуллиной в 1941 году исполнилось 25 лет. Она проводила на фронт своего мужа Анварбека, а затем, оставив маленькую дочь родственникам, отправилась с концертной бригадой по действующим войсковым частям Белорусских фронтов. Айша лелеяла надежду, что повстречает любимого супруга.

- Она пела для бойцов и все мечтала, что среди зрителей окажется и ее Анвар, - рассказывает Валентина Воропаева. - В репертуар Айши входили в основном народные песни на казахском, татарском, узбекском и русском языках. Причем список этот утверждался партийным руководством. Специальное прослушивание устраивали сначала в Киргизии, и только после, когда вся программа получала одобрение, сформированная группа поездом из Алма-Аты отправлялась в Москву. Там снова приходилось выступать перед высокопоставленными чиновниками.

"Наконец-то отправились на фронт, - вспоминала сама Айша Абдуллаева. - До белорусского Гомеля добирались на грузовике. Всем членам фронтовой бригады выдали специальную, соответствующую условиям войны экипировку: валенки, ватные брюки, телогрейки, а поверх всего этого - еще и тулупы из овчины, подпоясанные кожаным ремнем с металлической бляхой. Наш первый концерт прошел 17 февраля 1943 года. Мы давали его для бойцов Второго Белорусского фронта. Сценой служили кузовы двух поставленных рядом полуторок с опущенными бортами".

Окружив артистов кольцом, солдаты нередко присаживались на корточки и восторженными выкриками подбадривали исполнителей. И тогда артистам казалось, что они находятся не близ брянских лесов, а где-нибудь в Чуйской долине или в казахстанских степях.

Кстати

Вместе с войсками маршала Константина Рокоссовского артисты из Киргизии участвовали во взятии Гомеля, за что персонально были удостоены благодарности командования. Другая концертная группа с июля 1942 года по сентябрь 1944-го фактически сопровождала Гвардейскую Панфиловскую дивизию, участвовавшую во многих кровопролитных боях.

В мире экс-СССР Киргизия