Специфика обеспечения безопасности на производственных объектах АО "Транснефть - Урал" связана с большой протяженностью магистральных трубопроводов и со значительным количеством оборудования. Вот только несколько цифр, дающих представление о масштабах работы - нефтепроводчики обслуживают свыше 8 тысяч километров магистральных трубопроводов, 125 подводных переходов, 195 нефтяных резервуаров, 83 котла (в котельных), 8648 задвижек. Трубопроводы оснащены системами телемеханики, автоматики, электрохимической защиты. Эффективно использовать сложное оборудование без ущерба для окружающей среды - задача непростая как с инженерной, так и с организационной точки зрения. И ее решение основывается на нескольких важнейших принципах. Первый - это контроль, постоянный и многоступенчатый. Он проводится на уровне предприятия в целом и на уровне его структурных подразделений и включает в себя постоянный мониторинг работы оборудования.
- Для оценки состояния линейной части трубопроводов мы применяем метод внутритрубной диагностики с использованием инновационных приборов, разработанных АО "Транснефть - Диаскан" - магнитных комбинированных дефектоскопов. Благодаря тому, что они осуществляют как продольное, так и поперечное намагничивание трубы, можно более точно определить характер и параметры дефектов, своевременно запланировать и провести ремонтные работы, поддерживать безопасность транспортировки нефти, - рассказал заместитель главного инженера - начальник управления безопасности труда и производственного контроля Рустам Шайхутдинов.
У каждого насоса для перекачки нефти, электродвигателя или задвижки, как у работника, имеется "трудовая биография". Даже набор документов похож: есть и паспорт, в котором указаны характеристики, и "трудовая книжка", где отмечена дата ввода в эксплуатацию, и даже своего рода "медицинская карта", в которую заносятся сведения о проверках состояния, техническом обслуживании и ремонтах. По этим документам можно в любой момент уточнить детали или сделать прогноз работы оборудования. Заранее известно, когда и какой агрегат нужно вывести в плановый ремонт или выполнить замену участка трубопровода. Графики ремонтов составлены на годы вперед и строго соблюдаются. Так что планирование - это еще один важный принцип обеспечения безопасности. Особую значимость он приобретает при разработке долгосрочной программы технического перевооружения и капитального ремонта, согласно которой модернизируются мощности предприятия.
А если насос или задвижка дадут сбой, например, по причине заводского брака? Для определения возможного брака проводится диагностическое обследование, по результатам которого выявляются дефекты. При выявлении дефекты своевременно устраняются.
- Для определения всех производственных рисков, связанных с эксплуатацией оборудования, применяются физико-математические модели и другие инструменты. Результаты расчетов позволяют выявить возможные наиболее опасные и вероятные сценарии развития аварийных ситуаций. Полученные данные заносятся в декларацию промышленной безопасности, которая разработана для каждого нефтепроводного управления и зарегистрирована в Ростехнадзоре, - говорит Рустам Шайхутдинов.
Случаются и форс-мажорные обстоятельства, вызванные природными явлениями или действиями сторонних лиц. Тогда в дело вступают созданные на предприятии и оснащенные самой современной техникой аварийно-спасательные формирования: есть профессиональное, а есть и нештатное, работники-члены которого готовятся к ликвидации возможных происшествий в дополнение к своим основным профессиональным обязанностям.
Решающим фактором здесь является время. При объявлении нештатной ситуации членам аварийно-спасательного формирования предприятия на сбор дается 30 минут, а в нерабочее время - не более двух часов. На локализацию последствий разливов нефти и нефтепродуктов отводится не более четырех часов. Соблюдению этих временных показателей уделяется особое внимание на тренировочных занятиях, которые проводятся регулярно.
Спасение людей и материальных ценностей, защита природной среды, локализация последствий чрезвычайных ситуаций - вот задачи, которые способны решать спасатели-нефтепроводчики. А их постоянная готовность к этому - еще один важный принцип работы по обеспечению промышленной безопасности.
Обслуживаемые "Транснефть - Урал" трубопроводы пересекают степи и горы, реки, болота, леса. Предприятие работает в семи регионах России и Северном Казахстане. Нефтепроводчики регулярно проходят подготовку и повышение квалификации, чтобы умело действовать в любой обстановке. В частности, осваивать методы работы на водоемах им помогают коллеги из еще одной организации системы "Транснефть" - АО "Транснефть - Подводсервис". За пять лет такие курсы целевого назначения прошли свыше 600 рабочих и специалистов АО "Транснефть - Урал". Обучение ведется и по множеству других направлений. Ведь сохранение здоровья работников и предотвращение происшествий в таком же приоритете, как и транспортировка нефти и нефтепродуктов.
В тему
Краеугольный камень работы АО "Транснефть - Урал" - реализация комплексной программы повышения надежности и безопасной эксплуатации магистральных нефтепроводов. Она основана на периодической четырехуровневой диагностике внутритрубными инспекционными приборами и устранении выявленных дефектов. Ведется и оценка состояния всей обширной и разветвленной производственной инфраструктуры. Уровень развития технологий сегодня очень высок: благодаря современным профилемерам, ультразвуковым, магнитным и комбинированным дефектоскопам и другому оборудованию возможно обнаружить практически все слабые места трубы.
Свою высокую квалификацию работники подтверждают на конкурсах профессионального мастерства "Лучший по профессии" между организациями системы "Транснефть" и на всероссийских состязаниях. В 2020 году восемь представителей Специализированного управления по предупреждению и ликвидации аварий на магистральных нефтепроводах (СУПЛАВ) - филиала АО "Транснефть - Урал" - стали победителями и призерами XVII Всероссийского конкурса специалистов неразрушающего контроля.
8 тысяч километров магистральных трубопроводов обслуживает АО "Транснефть-Урал".
На правах рекламы