Сибирячка Дарья Гущина пишет фантастические романы о ведьмах и предлагает их читателям в интернете - сейчас она целиком и полностью сетевой автор. На сайте литературной школы у нее есть личный магазин, где можно купить новые произведения автора - то есть скачать их, заплатив небольшую сумму, менее 150 рублей. По сравнению с ценами в обычных книжных магазинах (они, кстати, в режиме самоизоляции не работают) плата за скачивание как минимум вдвое меньше - но Дарья и при таких условиях умудряется извлекать из своих литературных произведений какой-никакой доход. До прожиточного минимума он не дотягивает, но и цели обогатиться Дарья не ставит. Для нее плата читателей за новые произведения - скорее, дело принципа. А старые книги она и вовсе предлагает бесплатно - но только на своем ресурсе.
А недавно Дарья обнаружила, что читателей у нее гораздо больше, чем ей представлялось. Оказалось, что ее книги предлагают скачать, и совершенно бесплатно, три десятка электронных библиотек. Которым автор, конечно же, никаких прав на свои произведения не передавала.
Дарья начала свою "охоту на ведьм" и смогла закрыть чтение книг на пиратских ресурсах. Закрыть, как она сама полагает, временно. Переписка с администраторами сетевых ресурсов отняла у писательницы столько сил, что на новые творческие подвиги их уже не хватает. Хотя сейчас такие сетевые ресурсы стали гораздо сговорчивее - раньше они первым делом требовали у авторов доказательства, что именно они написали ту или иную книгу. Однако закон обязательной регистрации прав на произведение от его создателя не требует, и, зная об этом, Дарья Гущина шла в контратаку: нет, это вы мне покажите разрешение автора на публикацию! Срабатывало.
- Сетевые библиотеки занимают позицию "это не мы делаем, это все читатели" и "администрация за размещение контента ответственности не несет". А кто несет? Неужели нельзя найти радикальные способы борьбы с пиратством? - задается вопросом Дарья. - Добиться наказания за фактическое воровство в Сети почти нереально. А ведь речь идет не только о нарушении личных прав, нарушается закон - значит, это не только мое личное дело. Воровать будут всегда, и с такими читателями ничего не поделать. Значит, нужны более внятные законы для работы сетевых библиотек. Чтобы они наконец взяли на себя ответственность за то, что размещают - хотят они этого или нет.
Коллеги Гущиной по творческому цеху признают, что каждый из них хоть раз в жизни пытался бороться с пиратами тем же способом - требованиями удалить нелегально выложенный контент. Они единодушны в том, что это крайне выматывает и к тому же бесполезно - с одного ресурса книга исчезнет, а на другом появится. Масштабы пиратства в Сети огромны, и кое-кто из авторов не просто смирился с ним, но даже видит плюсы, воображая, что их краденые книги - это бесплатная раскрутка.
Наиболее рациональным пока выглядит путь, который выбрала московская писательница Александра Черчень (и тысячи других авторов) - она вместе с процентом от продаж передает права на свои книги сетевому ресурсу, и уже его сотрудники занимаются и продвижением книг, и борьбой с пиратами. Им гораздо проще - это не автор-одиночка, а квалифицированная юридическая служба, избавляющая писателя от борьбы с ветряными мельницами.
В России есть целый ряд законодательных норм, которые направлены на защиту авторских прав. За их нарушение предусмотрена и административная ответственность (статья 7.12 КоАП РФ), и даже уголовная (статья 146 УК РФ). Наконец, есть федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", где определен порядок блокировки пиратских сайтов. Почему бы Дарье Гущиной не воспользоваться всеми этими возможностями?
Увы, она ими, скорее всего, не воспользуется. Потому как авторам-одиночкам законные способы борьбы с пиратскими библиотеками не по зубам. Как рассказали "РГ" в управлении Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу, их ведомство готово заблокировать сетевой ресурс за нарушение авторских прав и даже сделает все необходимое в течение суток. Но вот установлением самого факта такого нарушения это ведомство не занимается. То есть обворованный автор должен прежде всего обратиться в суд. И не по месту собственного жительства, а в единственный в стране, который рассматривает такие дела, - Московский городской суд. А вот когда тот требования автора удовлетворит, тогда государственная машина заработает, и пиратский сайт будет заблокирован. Правда, очень скоро в сети появится его близнец, но это уже другая история. Главное, что Дарья Гущина не сделает и первый шаг - для нее высоки даже почтовые расходы, необходимые для обращения в Московский городской суд, а одними почтовыми тут не обойдешься.
Как отметил в разговоре с корреспондентом "РГ" преподаватель кафедры гражданского права НЮИ ТГУ Евгений Бебенов, судебные процессы всегда требуют издержек, и суды по делам о нарушении авторских прав не исключение. При этом, по мнению юриста, судебный фильтр в данном случае необходим, иначе наступит совершеннейшая неразбериха. Поэтому авторам следует либо доверить защиту своих прав издателям, либо запастись терпением и ждать, когда этот рынок станет цивилизованным - в том, что это рано или поздно произойдет, Евгений Бебенов уверен.
Пока же в России есть, пожалуй, единственный достойный пример, когда злостный нарушитель авторских прав на книги понес наказание. Добиться этого сумело крупное издательство, но даже ему пришлось потратить на преследование пиратов пару лет, не говоря уже о средствах. В результате в 2016 году основатель онлайн-библиотеки "Литмир", которую посещали миллионы пользователей, получил за нарушение авторских прав два года условно и выплатил издательству-правообладателю пять миллионов рублей компенсации.
Между тем
Как разъяснил "РГ" специалист по авторскому праву, старший преподаватель кафедры гражданского права НЮИ ТГУ Леонид Рот, в России существует еще один механизм защиты авторских прав - через организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе (Российское авторское общество и другие). Они имеют отраслевую специфику (РАО в основном занимается музыкальными произведениями и кинофильмами), однако могут расширить круг объектов, включив туда книги - в законе на этот счет ограничений нет. "Этот способ защиты авторских прав необходимо развивать", - подчеркнул Леонид Рот.
Геннадий Прашкевич, писатель:
- Если ты пишешь интересно, если твои книги привлекают внимание, они непременно (но необязательно) будут украдены. Множество моих электронных и аудиокниг постоянно продается в интернете. При этом аудиокниги часто сделаны бесстыдно плохо. Кто их начитывает, какие безграмотные жадные люди это делают, не знаю. Загляните в интернет и увидите длинный ряд моих книг - от "Великого Краббена" до "Шпиона". Бороться автору с этим невозможно. Нанимать специалистов - бессмысленно. Все равно ничего не вернешь, а потерять - точно потеряешь. Разумеется, можно посмеиваться: раз воруют, значит, есть что. Но воровство - всегда воровство. Автор практически бессилен - тут нужна государственная помощь. А где ее получить, если уничтожение репутации писателя началось именно с брошенного в толпу лозунга: "Вы свободны! Пишите, что хотите, делайте, что хотите"? Но писать - это большой труд. А вот украсть - это просто, тем более, в интернете. Нужен специальный институт защиты, нужно возвращать классическое понимание культуры. И классическое воспитание и образование.