Общая картина неутешительна. По словам отельеров, падение выручки за нынешний апрель по сравнению с тем же месяцем прошлого года составило 90 процентов. Многие екатеринбургские гостиницы просто закрылись, в том числе "Маринс Парк Отель", "Тенет", Park Inn, "Онегин", "Лайнер" и другие. Владельцы нескольких заведений принимали решение по каждому объекту отдельно.
- Под нашим управлением находятся шесть отелей. По каждому просчитаны две экономические модели - работающий отель с минимальной загрузкой или полная консервация. В начале апреля мы закрыли три, в остальных размещали гостей. Средняя загрузка в прошлом месяце составляла 10-15 процентов, редко дотягивала до 20-ти, - рассказала генеральный директор USTA Management Тамара Клишина.
Решившие бороться до конца ищут новые способы выживания, самый перспективный сегодня - перепрофилирование под обсерваторы. Так, отели Клишиной еще в апреле приняли медиков ЦГКБ № 1. После вспышки коронавируса в больнице остальных врачей перевели на режим самоизоляции, несмотря на отрицательные тесты. Отельеры оценили риски и согласились принять медиков. Задействовали отели "Московская горка" и "Центральный". Однако теперь им приходится жить в режиме постоянных санмероприятий. Обустроили раздельные входы в отель для сотрудников разных подразделений, каждые два часа обрабатывают все общественные зоны, особенно дверные ручки, перила и кнопки лифтов, установили не только санитайзеры, но и бактерицидные рециркуляторы воздуха. Привыкли уже и к особой организации питания: завтраки и ужины только в одноразовой посуде. Кроме того, приходится следить, чтобы потоки гостей не пересекались - для командировочных отведена отдельная гостиница "Гранд Авеню". Хотя бывает, что "профиль" меняется буквально на ходу.
- Готовили отель "Атлантик" под обсерватор, ждали рейс с туристами. Сделали все необходимое, провели обучение персонала. Точная дата рейса была неизвестна и переносилась в течение двух недель, мы были третьим обсерватором на очереди. Поэтому, когда сработала другая заявка, мы буквально за один день снова превратились в отель. Сейчас в гостинице проживает группа. Тарифы низкие, но мы обеспечили себе минимум дохода на продолжительное время, - рассказала Клишина.
Впрочем, превратиться в "изолятор" все равно получится не у всех: требуется наличие отдельных входов в здание, что не всегда предусмотрено проектом. Кроме того, пятизвездочники, например, перепрофилироваться просто не хотят: берегут дорогую отделку. А некоторые эксперты к смене профиля изначально относятся скептически.
- В местных отелях практически нет автономных номеров с отдельной вентиляцией, поэтому селить в гостиницы можно только здоровых командировочных. Кроме того, после больных придется проводить такую дезинфекцию, что в номерах все придет в негодность. Неслучайно отели 4-5 звезд сразу закрылись, чтобы не менять потом инвентарь. Но такое решение должны принять сами собственники, - считает эксперт по классификации отелей Нина Мартинсон.
Президент Ассоциации малых гостиниц и хостелов Владимир Окуньков с коллегой согласен. Правда, по его мнению, в первую очередь закрылись не пятизвездочники, а хостелы.
- Обсерватор в хостеле не устроишь, к тому же этот отельный бизнес работает в основном на арендованных площадях. Там две проблемы. Первая с персоналом - платить нечем, работников в основном отправляют в отпуск без содержания. Вторая - с арендодателями. Кто-то из них терпит, а кто-то все равно требует арендную плату. А ведь в сложившейся ситуации выхода нет - только ждать, - рассуждает он.
По его словам, из всех сфер туризм и гостиничный бизнес понесли наибольшие потери. Впрочем, есть небольшой плюс: "классических" туристов в Екатеринбурге не более пяти процентов, остальные приезжают по делам бизнеса.
- В Екатеринбурге много государственных и частных компаний, до 95 процентов гостей едут по делам. Сейчас началось бронирование. На конец мая - начало июня уже есть командировочные. По моим прикидкам, оживится гостиничный бизнес к осени, но лишь на 30 процентов - этого хватит на аренду и зарплату. Полностью заработает только через год, - прогнозирует Окуньков.
Но если большие отели могут еще перепрофилироваться под апартаменты, то у хостелов вариантов нет. По мнению экспертов, они смогут найти клиентов, если будут напоминать о себе и снижать цены. Поможет оживление внутреннего туризма - если оно, конечно, произойдет. А пока "надо терпеть", говорит Нина Мартинсон.
- Спрос будет восстанавливаться постепенно, - считает Тамара Клишина. - Отели - индикаторы деловой активности. Когда снимут ограничения, бизнес начнет оживать. Думаю, что к прежним показателям вернемся не скоро. Массовых мероприятий не будет еще долго: мы не сможем проводить конференции, банкеты и т.п., а это тоже скажется на экономике отелей.
По ее оценке, чтобы вернуться к прежним объемам, понадобится полтора-два года при условии, что ограничения снимут к лету и экономика страны начнет восстанавливаться. Кстати, отельеры едины и в ценовых прогнозах: они готовятся к тому, что стоимость гостиничных услуг упадет. Отели 4-5 звезд будут забирать гостей у трехзвездочников "привлекательными тарифами". Последним тоже придется снижать цены. Предложение превысит спрос, обострится конкуренция - в итоге выиграют постояльцы.
Тем временем
Отельеры сетуют, что меры поддержки пострадавших сфер бизнеса не решат их проблем. Так, по словам Владимира Окунькова, беспроцентные кредиты на зарплату смогли получить единицы из его коллег, а уплата налогов лишь отсрочена.
Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.