- Из-за пандемии коронавируса, панических настроений с середины марта начался ажиотажный спрос на наши продукты, - рассказывает Александр Берестов, президент южноуральского объединения "Союзпищепром". - Сколько мы ни объясняли через СМИ, что производим в месяц 38 тысяч тонн круп, овсяных хлопьев, лапши, макарон, муки, растительного масла и других продуктов, которых хватит, чтобы накормить несколько городов-миллионников, ничего не помогало. Заполнив тележки с горкой, люди устраивали столпотворение у касс. В первые четыре недели карантина число заявок на нашу продукцию взлетело в 2-3 раза, из-за этого у компании возникли логистические проблемы - нам не хватало машин для вывоза товаров. Особенно страдали поставки в Москву и Санкт-Петербург, крупным сетям.
Но постепенно ситуация стабилизировалась, в конце апреля - начале мая ажиотаж схлынул и пищевики выдохнули. Зато кризис показал запас прочности: справились и с производством, и с доставкой, готовы были задействовать в случае чего новые производственные мощности, запущенные в 2019 году, отмечает руководитель агрохолдинга.
Сейчас в компании приступили к посевной: важно весной заложить основу будущего урожая, чтобы не переживать осенью. К слову, агропромышленный комплекс Челябинской области вообще отличает наличие в регионе целого ряда крупных холдингов, осуществляющих всю цепочку производства - от выращивания сырья до выпуска готовых продуктов питания. Это значительно повышает устойчивость производителей к любым кризисам.
Сегодня бизнес понимает, что в ситуации нестабильности всех особенно волнуют цены на продукты питания. Пока их удается удерживать, но расходы производителей растут, поскольку дорожает все, что покупают на валюту. В перспективе рост цен неизбежен. Насколько - пока вопрос, потому что нельзя не учитывать и противоположный вектор: у населения сократились доходы, падает покупательская способность. Но цена продуктов на полке зависит не только от пищепрома, но и от транспортных компаний, торговых наценок. Как считает Берестов, в каждом звене прибыль должна быть адекватна текущей ситуации: важно, чтобы все участники рынка вели себя цивилизованно, а правительство разработало эффективные меры поддержки, ведь производство продуктов питания - отрасль стратегическая.
В отличие от круп и макарон, скоропортящуюся молочку никто тележками, конечно, не закупал. Здесь ситуация иная.
- В федеральных сетях в апреле продажи нашей продукции упали на 5-10 процентов. А ее себестоимость, как и у всех агропроизводителей, растет: упаковка, запчасти для агротехники импортные, их цены напрямую зависят от курса доллара. Выручает то, что работаем на собственном сырье, - говорит директор компании "Подовинновское молоко" Сергей Мельников.
На крупнейшем в регионе сельхозпредприятии "Подовинное" держат 2800 коров. Четыре года назад аграрии взяли в аренду простаивавший молочный завод в Южноуральске, реконструировали. Стали производить продукцию под собственной торговой маркой для соцсферы и крупных торговых сетей Челябинска и области. Сейчас перерабатывают 70 тонн молока в сутки, а доля компании на региональном рынке достигает 15-20 процентов.
Руководитель отмечает, что, помимо роста себестоимости из-за скачка валют, натуральная молочная продукция, которая прежде была вынуждена конкурировать с фальсификатом, вероятно, подорожает и из-за введения обязательной электронной ветеринарной сертификации по системе "Меркурий". С 1 июля 2020 года оформление ветсертификатов будет обязательно для четырех основных категорий - это сухие молочные продукты, сыр, сливочное масло и молочные консервы. А с ноября в их число войдут питьевое молоко в потребительской упаковке, кисломолочная продукция из термообработанного молока и мороженое.
Пожалуй, наиболее стабильная ситуация с продажами овощей открытого грунта - картофеля, моркови, свеклы, капусты, лука. По словам руководителя компании "Картофель" Игоря Картузова, она мало чем отличается от "доковидной". Был небольшой скачок спроса, но сгладился. Народ выложил семейные бюджеты на закупку гречки и макарон, потому картошку особо и не берут. К тому же местная почти закончилась. А свежая импортная существенно дороже.
Будет ли дороже картофель осенью против прежнего сезона? Судите сами. Себестоимость растет: электроэнергия подорожала на 20 процентов, дизельное топливо - на 1 рубль за литр, импортные запчасти, средства защиты растений - на 30 процентов. Рост неизбежен, но на осень эксперт прогнозирует прежнюю цену - 8-10 рублей за килограмм, что связано с перепроизводством картофеля в Свердловской области. Дорожает местный картофель обычно к весне, когда его остается мало. Вообще хранение дает удорожание каждый месяц на рубль: к весне цена вырастает с 8 до 15 рублей за килограмм.
Такой прогноз по овощам потребителей должен радовать. Вот только не все сельхозпроизводители выдержат ценовые ножницы и удержатся на рынке. Мелкие хозяйства пострадают сильнее - те, у кого велика доля ручного труда, кто не успел заранее купить удобрения для посевной, не приготовил семена из-за отсутствия средств.
Ту же тенденцию на рынке Тюменского региона отмечает Геннадий Рязанов, генеральный директор агрофирмы "КРиММ".
- У людей становится меньше денег - это меняет спрос на овощную продукцию. В связи с этим уже два года мы вынужденно торгуем оптом по очень низкой цене, близкой к себестоимости. Обычно с марта большинство торговых сетей вообще не берут российские овощи, предпочитая привозные. Но в этом году спрос был и в марте: видимо, импорт просел из-за коронавируса. Нам удалось сохранить объемы реализации, в том числе на экспорт. В апреле поставили семена картофеля в Сербию, продолжаем отгружать в Узбекистан, хотя там платежеспособность резко сокращается, - рассказал Рязанов.
Все же к осени, считает глава хозяйства, рост затрат приведет к удорожанию картофеля и овощей на 2-3 процента. Есть ли у аграриев ресурсы для снижения себестоимости? Передовые сельхозпредприятия занимаются этим постоянно, повышая интенсивность хозяйствования. Так, агрофирма за шесть лет подняла урожайность продовольственного картофеля с 35 до 55 тонн с гектара.
Геннадий Рязанов отмечает, что за всю историю существования компании - с начала 90-х - команда КРиММа переживает уже пятый экономический кризис.
- Но я впервые дождался правильного решения: финансовый регулятор снизил ключевую ставку до 5,5 процента, что влечет за собой снижение банками процентов по новым кредитам, - говорит он.
Несмотря на проблемы, уральские аграрии готовы произвести столько продукции, сколько потребуется региону - и не только. Никто из опрошенных нами руководителей хозяйств снижать объемы не планирует.
Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.