Заручиться доверием покупателя помогает в первую очередь подробное описание состава продукта. (Хотя иногда производители ради маркетингового хода добавляют приставку "эко" и идут на другие ухищрения, чтобы создать иллюзию качества.)
- Выстраивать долгосрочные отношения с потребителем невозможно без реализации его права на информацию. Для этого существуют разные способы: введение возрастной отметки, разделение продукции по составу на полках. Например, уже внедряют маркировку о содержании сахара и соли для осведомления покупателя, - перечисляет варианты директор аналитического агентства из Челябинска Дмитрий Чудиновских.
Между тем ограничительные меры не всегда идут на пользу, порой они приводят лишь к дополнительным расходам, влекущим, в свою очередь, снижение качества или повышение цен. По словам эксперта, намного важнее найти альтернативу, которая нивелирует деятельность недобросовестных поставщиков. К примеру, предприниматели предлагают развивать местное фермерство.
- Три года назад мы запустили агрофраншизу: владельцы личных подсобных хозяйств приобретают у нас молодых бычков, а когда они вырастут, продают их мясокомбинату, - поясняет Серго Степанян, директор дивизиона тюменского агрохолдинга. - Однако отрасли с такой низкой маржинальностью без господдержки не обойтись, пока в регионе всего 30-40 фермерских хозяйств.
В сегодняшних условиях далеко не все, особенно мелкие хозяйства, готовы внедрять инновации.
- Мы пытаемся убедить фермеров, что зеленый корм на гидропонике выгоднее, чем традиционные кормозаготовки, - говорит Александр Арбатский, представитель сыроварни из Тюмени.
Инновационные технологии выращивания сырья и создания функционального питания сегодня пользуются большим спросом. Поэтому бизнес призывает органы власти к поощрению научных исследований. К слову, недавно Российский научный фонд поддержал разработку ученых УрФУ, создавших витаминные сыры и йогурты для укрепления иммунитета.
Наблюдая стремление россиян к безопасному и здоровому образу жизни, специалисты хотят улучшить и среду обитания. Так, видя активную миграцию населения за город, на Урале собираются летом построить прототип экополиса - поселения с системой "умного дома", которая станет следить за температурой воздуха, расходованием энергии и качеством продуктов.
Правда, эффект от всех этих мер будет, только когда жители освоят новации, а предприниматели сделают их более доступными. Совершить такой скачок без изменений нормативной базы и наличия длинных денег вряд ли удастся, уверены участники рынка. В основном они просят государство снизить налоги, сегодня забирающие треть выручки компаний, и применить риск-ориентированный подход, чтобы бизнес смог выиграть время на формирование новой культуры потребления.
Владимир Пушкарев, депутат Государственной думы РФ:
- Из-за смены привычек у населения появляется запрос на новые продукты, а при расширении ассортимента товаров - на помощь в их выборе. Эту функцию выполняют специализированные магазины с сетевыми площадками, где люди делятся опытом, известные блогеры рассказывают о гастрономии. Потребителю становятся важны сезонность и точка реализации - спрос растет на местное продовольствие, что гарантирует его свежесть и натуральность.