Киргизия вступила в очередной маловодный период

rushydro.ru
В правительстве Киргизии признали, что страна вступила в очередной так называемый маловодный период. В течение следующих двух-трех лет в реках будет низкий уровень воды, что негативно повлияет на скорость заполнения республиканских водохранилищ, прежде всего Токтогульского. Это, в свою очередь, может привести к уменьшению выработки электроэнергии и, как следствие, к ограничениям в ее потреблении.

Выше температура - больше ущерб

Маловодные периоды в Киргизии - не что-нибудь экстраординарное. Они случались, случаются и будут случаться. Это независящее от воли и желаний человека событие. Однако оно напрямую связано с глобальными климатическими процессами, о которых сегодня кто только не говорит. К сожалению, чем выше температура на планете, тем более продолжительными и частыми будут становиться маловодные периоды в республике, нанося экономике КР, особенно сельскому хозяйству, все больший ущерб.

В том, что эта угроза реальна, киргизстанцы могли убедиться не раз, начиная с 2008-го. В том году, как было официально заявлено, из-за неблагоприятных климатических условий Токтогульское водохранилище, на котором находится крупнейшая в КР одноименная гидроэлектростанция, наполнилось меньше, чем обычно. В результате зимой энергетики были вынуждены вводить в стране веерные отключения электроэнергии.

Затем эта же проблема несколько раз возникала в течение следующих восьми лет. С той разницей, что правительство не лишало тепла и света рядовых потребителей, а лишь ограничивало экспорт вырабатываемых в КР киловатт-часов. Так, к примеру, было в 2013-14 годах. Причина та же - дефицит воды в реках, особенно в Нарыне, которая и питает Токтогульское водохранилище.

Несвойственный режим и другие моменты

Эксперты-оптимисты утверждают, что поводов для беспокойства нет. Мол, неприятные ситуации случались не раз за многолетнюю историю наблюдений, и всегда засушливые периоды сменялись сезонами с обильными осадками. Однако есть несколько моментов, не позволяющих с ними согласиться.

Во-первых, начиная примерно с середины 90-х годов прошлого столетия, Токтогульский гидроузел работает в несвойственном ему режиме. Водохранилище предназначено в первую очередь для обеспечения влагой Узбекистана и Казахстана в ирригационный период - примерно с мая по июль. Для этого вода должна накапливаться осенью - зимой. Во времена Советского Союза так оно и было.

Но после разрыва региональных экономических связей ГЭС начала функционировать в так называемом энергетическом режиме, когда вода сбрасывается в холодное время года для выработки электроэнергии, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка. Такой режим работы делает гидроузел уязвимым перед засушливыми периодами - после зимы чаша водохранилища не успевает наполниться и не может обеспечить ирригационные нужды соседей.

Во-вторых, сегодня в стране в отличие от советских времен ежегодно увеличивается дефицит электроэнергии. По данным ОАО "Электрические станции", ее потребление в КР растет примерно на четыре процента в год. А новые мощности не вводятся - у республики своих денег на это нет, внешние инвесторы на помощь не спешат из-за слишком низких тарифов на свет для населения и бизнеса. Понятно, что при таком раскладе любой маловодный период - это не есть хорошо. А если он еще и затянется на несколько лет...

Ну и в-третьих, - ау, Грета Тунберг - актуальная проблема глобального потепления. Чтобы там ни говорили, но в республике она себя сегодня проявляет во всей красе. Летом температура воздуха в КР в последние годы доходит до 50 градусов выше нуля, а зимой в горах выпадает меньше снега, чем нужно для поддержания нормального уровня воды в реках. Сейчас в какой-то степени спасает таяние ледников, но при таких темпах этого хватит, как было подсчитано учеными, максимум до 2050-70 годов.

Эти факты сегодня и заставляют воспринимать маловодные периоды в стране скорее не как нечто само собой разумеющееся, которое приходит и уходит, а как эдакие "черные метки" или, используя модную в наши дни терминологию, "черных лебедей".

Сотрудничество с претензиями

Между тем регион, в котором находятся такие страны, как Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, является одним из самых уязвимых перед последствиями глобального потепления. "Уже сегодня здесь наблюдается повышение температуры, таяние ледников, сокращение водных ресурсов, а природные катаклизмы в виде засух и наводнений происходят все чаще", - говорится в исследовании Всемирного банка (ВБ).

В международном финансовом институте подчеркивают: в результате экономикам указанных государств уже наносится ущерб.

"Главная причина уязвимости региона перед изменениями климата в том, что развитие стран в значительной степени зависит от состояния природных гидроресурсов. Больше половины населения Таджикистана, к примеру, получают доход от сельского хозяйства... В Казахстане 66 процентов земель подвержены засухе, и, согласно прогнозам, урожайность зерна в республике к 2030 году может сократиться на треть, а к 2050-му - на 50 процентов... К концу XXI века опустынивание грозит половине территории КР", - отмечается в исследовании.

Как полагают в ВБ, избежать экологических катастроф позволит сотрудничество стран в сфере гидроресурсов. Но, к сожалению, это именно та область, в которой сегодня у граничащих друг с другом государств есть взаимные претензии.

Так, горная Киргизия дает начало многим большим и малым рекам, питающим другие страны Центральной Азии. Часть их имеет огромное значение для соседнего Казахстана, сельское хозяйство которого напрямую зависит от состояния трансграничных водных артерий. Говоря проще - рек, формирующихся благодаря таянию ледников в киргизских горах. Две из них - Чу и Талас, по оценкам ученых, могут исчезнуть.

Киргизия настаивает на том, чтобы соседи выделяли достаточно средств на содержание и ремонт инфраструктуры, обеспечивающей поставку достаточного объема воды в РК. Причем схожие требования предъявляются и узбекской стороне. Казахстан, в свою очередь, заинтересован в том, чтобы вода поступала в достаточном объеме и соответствовала нормам, но уже сегодня сталкивается с негативными последствиями снижения уровня обеих рек.

Тем временем

В Киргизии с 2017 года реализуется Государственная программа развития ирригации (ГПРИ). Ее главная цель - приведение в порядок технического состояния ирригационных и водораспределительных систем, оборудования, внедрение современных методов полива. По данным департамента водного хозяйства и мелиорации минсельхоза КР, на программу, рассчитанную до 2026 года, планируется выделить почти 60 миллиардов сомов. Как отметили в ведомстве, особенно жестко в ГПРИ отражены меры в области усиления контроля над эффективностью использования орошаемых земель, исключения их отчуждения из сельхозоборота. "Частным товаропроизводителям рекомендуется не ждать помощи от государства, а самим вкладывать средства в улучшение технического обслуживания и эксплуатацию внутрихозяйственных оросительных сетей", - отметили в департаменте.

Компетентно

Владимир Липкин, заведующий лабораторией гидроэнергетики Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР

Токтогульское водохранилище пока удовлетворяет потребности киргизстанцев в электричестве, но это не значит, что население может безрассудно его тратить. Вода - ограниченный ресурс. С 2009 по 2014 годы потребление электричества в КР увеличилось на 47 процентов. Соответственно выросла нагрузка на электрические сети, которые у нас довольно старые. Если мы хотим избежать аварий и веерных отключений, необходимо научиться эффективно и разумно использовать наши энергетические ресурсы.

Не жестко экономить, а быть благоразумными энергопотребителями. Это не означает, что надо ограничивать свой комфорт. К счастью, современные энергосберегающие технологии позволяют иметь немало приборов без чрезмерных расходов. Важно правильно выбирать обогреватели, электроплиты, холодильники и другую бытовую технику. При этом утепление домов и квартир также позволяет сэкономить электричество на 20 процентов.
Киргизстанец, проживая в трехкомнатной квартире с газовой плитой, без электроотопления, с большим холодильником, кондиционером, 14 лампочками, стиральной машиной, микроволновой печью, в месяц платит от 300 до 600 сомов за электричество. Применив энергосберегающие технологии, можно снизить расход даже до 200-300 киловатт-часов, следовательно платить практически копейки - порядка 200 сомов в месяц.