Пандемия нанесла болезненный удар по глобальной экономике, и Киргизия, увы, не стала исключением. Цена вынужденных мер по сдерживанию опасной инфекции может оказаться для горной республики высокой. По оценкам международных финансовых институтов, темпы развития страны существенно замедлятся и впервые за последние годы уйдут в минус.
- В целом экономический спад в странах Центральной Азии прогнозируется от минус 4,4 до минус 2,8 процента от объема ВВП, - подчеркивает сопредседатель Клуба региональных экспертов КР "Пикир", эксперт по вопросам госуправления Шерадил Бактыгулов. - Для сравнения, в странах Юго-Восточной Азии, включая Китай, падение экономики составит от 5,8 до 2,1 процента, а при негативном сценарии может дойти до минус 0,5 процента. Республики Центральной Азии, включая Киргизию, ожидает рост инфляции, появление большего количества бедных и крайне бедных, снижение доходов среднего класса, и покупательной способности национальных валют. Следует ожидать и рост безработицы. В экономической повестке на первое место выйдет вопрос обеспечения стабильности, прежде всего, в удовлетворении основных потребностей населения.
Во многом происходящее связано с тем, что около половины внутреннего валового продукта Киргизии формировали предприятия малого и среднего бизнеса, а также более крупные организации, ориентированные на оказание услуг.
- Экономика страны имеет несколько специфических особенностей, - утверждает кандидат экономических наук Дамира Конокбаева. - В первую очередь, КР испытывает большую зависимость от денежных переводов трудовых мигрантов из России. В прошлом году, к примеру, они перевели своим семьям, оставшимся на родине, около 2,2 миллиарда долларов. Во многом экономика республики также завязана на туризме. Поэтому со снижением турпотока доходы как предпринимателей, работающих в этой сфере, так и бюджета снизятся. Не меньшее влияние на ситуацию оказывает и еще одна особенность развития. Экономику Киргизии можно назвать "тойской" - от слова той (кирг. - многолюдные торжественные встречи, в основном семейные. - Прим. ред.). Наш народ любит проводить массовые мероприятия в кафе или ресторанах, будь то праздники или поминки. За счет этой особенности существовала целая сеть организаций и предприятий - так называемый общепит, где трудятся тысячи киргизстанцев: от заготовителей и поваров до водителей, производителей и поставщиков продукции, творческих коллективов. Затяжной карантин неизбежно отразится на этой сфере.
С ней согласны и другие эксперты. Так, к примеру, кандидат политических наук Алина Молдокеева опасается, что вынужденный простой многих организаций или их закрытие может привести к социальному взрыву. Она объясняет это тем, что местный рынок пока не может предоставить людям, оставшимся без работы, новые трудовые места, а поиск заработка в России или Казахстане в связи с карантинными мерами сейчас практически невозможен. "Позитивная сторона происходящего сегодня, наверное, только в том, что текущая ситуация позволила четче обозначить системные проблемы, - полагает эксперт. - Если мы сумеем извлечь уроки, сможем оздоровиться".
Как? На взгляд парламентария Евгении Строковой, изменения, прежде всего, затронут трудовой рынок. Республика будет вынуждена заняться созданием новых рабочих мест в секторе реального производства. В том числе - в сельском хозяйстве. Вырастет, по ее словам, и спрос на профессии, связанные с образованием и медициной. "В связи с этим, конечно же, нам было бы хорошо обмениваться опытом подготовки кадров в этих сферах, а также специалистами", - подчеркивает законодатель.
- То, что мы видим сегодня - закат общества потребления, по крайней мере в Киргизии, - убежден сопредседатель Клуба региональных экспертов КР "Пикир" Игорь Шестаков. - Люди станут расходовать средства более экономно. Изменится и отношение к займам. Если раньше жители республики брали кредиты, чтобы провести торжество в ресторане, то сегодня - чтобы сохранить экономическую активность. Граждане будут ориентироваться на реальные ценности, и эта модель, на мой взгляд, станет доминирующей. Сложные времена ждут трудовую миграцию, но в то же время нынешний кризис повлияет на более качественную подготовку специалистов, востребованных в странах ЕАЭС.
Первые месяцы пандемии, по словам эксперта, показали, что участие в Евразийском союзе отчасти помогло Киргизии сгладить негативные последствия кризиса. "Несмотря на закрытие границ, республика продолжает получать, прежде всего, из стран ЕАЭС товары первой необходимости, - заверяет он. - Евразийская логистика продолжает работать, пусть и в сокращенном режиме. Выстроенные отношения с основными стратегическими партнерами - Россией и Казахстаном - позволят оперативно возобновить прерванные в связи с коронавирусом торгово-экономические связи".
- Сейчас и у населения, и у властей КР надежды связаны с объединением, интеграцией постсоветских стран на основе ЕАЭС, - соглашается с этой точкой зрения эксперт Дамира Конокбаева. - Конечно, учитывая исторические связи и существующие отношения, нам легче держаться вместе.
Посол Киргизии в России Аликбек Джекшенкулов, в свою очередь, полагает, что пандемия стала проверкой Евразийского союза на прочность, и ЕАЭС покажет свою устойчивость. "Перспективы развития объединения во многом зависят от того, как оно справится с кризисом, - убежден он. - Одной из самых актуальных на сегодня проблем, конечно же, стала трудовая миграция. В России по разным данным находятся около миллиона киргизстанцев, и многие из них в связи с пандемией оказались в трудной жизненной ситуации. Я благодарен за содействие в решении проблем наших мигрантов российским властям, которые пошли навстречу в плане послаблений по просроченным визам и срокам регистрации. Сейчас также необходимо помочь среднему и малому бизнесу, от самочувствия которого зависит экономика и социальная стабильность страны. Как поддержать эти предприятия? Возможно, нужны льготные кредиты и вливания. К сожалению, республика не в состоянии справиться с ситуацией самостоятельно, поэтому мы очень надеемся на поддержку союзников по ЕАЭС".
- Пандемия, конечно же, не повод расходиться по национальным квартирам, - поддерживает киргизского коллегу посол России в КР Николай Удовиченко. - Скорее, это возможность закалить интеграционное объединение. В связи с этим не стоит драматизировать ситуацию. Тем более что, если, к примеру, брать статистику, то международные грузовые автоперевозки в Киргизии выросли за последний месяц на 0,3 процента. Не упали, я подчеркиваю, а выросли. В рамках ЕАЭС нам необходимо ускорить реализацию проектов, которые планировались на ближайшие пять-семь лет. Надо более активно и последовательно договариваться о расширении интеграции, чтобы в случае возникновения стрессовых ситуаций она могла вырабатывать коллективные ответы. Нужно быстрее находить решения, в том числе активнее использовать финансовые рычаги. В частности, я имею в виду Российско-Киргизский фонд развития (РКФР).
РКФР действительно может стать тем подспорьем, на которое способна опереться экономика республики. По словам вице-премьера Киргизии Эркина Асрандиева, правительство КР уже обратилось к российской стороне, чтобы заручиться согласием на привлечение средств фонда для поддержки местных предпринимателей, и получило поддержку этой инициативе.
- Мы хотим открыть антикризисный счет, куда будут привлекаться средства внешних и внутренних структур, в том числе Российско-Киргизского фонда развития, - заявил чиновник. - В его рамках будет осуществляться льготное финансирование представителей бизнеса.
- Россия никогда не оставит в беде братьев и союзников, - напоминает политолог Семен Уралов (РФ). - Но небольшим странам ЕАЭС нужно предлагать идеи крупным партнерам. Например, в свете схожих проблем официальному Бишкеку можно скооперироваться с Ереваном. Кроме того, Киргизии необходимо привлекать выходцев из республики для лоббирования ее интересов в России - по примеру той же Армении. Если же говорить о местной экономике, то, полагаю, здесь нужно вспомнить о важном правиле, давно сложившемся на постсоветском пространстве, - условный Юг кормит Север, а Север защищает Юг. Россия, не секрет, служит гарантом безопасности республик Центральной Азии и, в частности, Киргизии. Республике в свою очередь нужно сконцентрироваться на развитии производства сельскохозяйственной продукции и ее глубокой переработке.
Как полагает Семен Уралов, упор на сельскохозяйственном секторе необходим, прежде всего, в свете структурных изменений, которые экономике Киргизии не избежать. "В республике также будет проседать сфера строительства, которая служила одним из драйверов развития, - прогнозирует он. - На сегодня в Бишкеке построено много зданий, но теперь непонятно кому продавать эти площади. Ситуация скажется на торговых центрах. Предприниматели попробуют "удаленку", и им это понравится. На этом фоне вырастет значимость тех, кто занят в госсекторе, также на первый план выйдут первичные потребности и обеспечивающие их сферы".
Удастся ли Киргизии перестроить экономику? По мнению руководителя аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" (Киргизия) Дмитрия Орлова, во многом это будет зависеть от того, смогут ли власти обеспечить ту же сельскохозяйственную отрасль необходимой поддержкой.
- До кризиса в сельское хозяйство в Киргизии поступало мало инвестиций, и отрасли выделялось недостаточно государственных средств, - сетует он. - Кроме того, нужны законы, которые ограничат жадность монополистов и перекупщиков. Это поможет в разы снизить стоимость продукции. Иными словами, сельскохозяйственная отрасль нуждается в стимуляции.