В минобразования Киргизии назвали дистанционное обучение успешным

МОИН КР
Начиная с апреля школьники и студенты вузов в республике переведены на дистанционное обучение (ДО). Что думают киргизстанцы о новой форме обучения, используемой, стоит отметить, вынужденно?

Минобразования: в целом все хорошо

В министерстве образования и науки Киргизии считают, что экспериментальная форма обучения в целом успешна. По словам главы ведомства Каныбека Исакова, ДО в стране стартовало и проходит хорошо. Тем не менее, по его словам, имеются и проблемы.

- Например, есть семьи, которые не могут позволить себе телевизор. Другой момент - низкая скорость мобильного Интернета в отдаленных районах республики, из-за чего возникают сложности в организации обратной связи между учителями и их подопечными, - рассказал Каныбек Исаков.

Еще одной проблемой, как отметил министр, в первое время стало отсутствие "информационно-коммуникативной компетенции" у некоторых учителей. Говоря простым языком, педагоги, особенно в предпенсионном возрасте, испытывали трудности при использовании гаджетов - тех же смартфонов и необходимых для онлайн-обучения электронных приложений. Однако со временем и они смогли разобраться в тонкостях работы современной техники.

Все указанные проблемы, по словам Каныбека Исакова, решаются. В том числе с помощью местных властей и спонсоров, если речь идет об отсутствии телевизоров в семьях, а также мобильных операторов, когда необходимо увеличить скорость мобильного Интернета.

- Несмотря на то, что дистанционное обучение было организовано в стране впервые, у наших учителей хороший потенциал. Хотел бы поблагодарить всех, кто оказывает помощь в организации такой формы предоставления знаний, - подчеркнул министр образования и науки КР.

Родители: терпимо, но лучше не продолжать

Разброс мнений пап и мам: от "ничего страшного в этом нет" до "свалили все на наши плечи". Вот, к примеру, что думает отец двух учениц - шестого и десятого классов одной из столичных школ.

- Нам с супругой с детьми в этом отношении повезло, - говорит Александр П. - Они нас просьбами о помощи особо не беспокоят. Да и подгонять их нет нужды. Я нахожу в Интернете расписание уроков на следующую неделю. В определенное время каждая садится перед телевизором, смотрит 15-минутные видеоролики по предметам. Потом на почту они получают задания от учителей, выполняют их и отсылают обратно. В ответ приходит оценка.

По словам Александра, есть несколько моментов, на которые минобразования следует обратить внимание. "Во-первых, учителя почему-то стали задавать уроки в несколько раз больше. Во-вторых, зачастую отсутствует обратная связь с педагогами. И если бы не было Интернета, объяснить некоторые темы своим детям мы бы сами не смогли. Особенно тяжело с киргизским и английским языками. Перевода на русский во время видеоурока нет, о чем идет речь - непонятно. Чтобы сделать домашнюю работу, приходится обращаться за помощью к тем, кто говорит на этих языках", - рассказывает мужчина. В целом его семью устраивает то, как проходит дистанционное обучение в стране. Однако, по мнению Александра, лучше бы этот опыт не повторять.

А вот Нурсулу Д. используемый формат ДО не нравится.

- В моем понимании дистанционное обучение выглядит не так, каким оно внедрено в республике, - говорит женщина. - Я надеялась на то, что мой ребенок будет получать знания в онлайн-режиме. Что он, как и другие ребята, будет с помощью ноутбука или смартфона входить в виртуальный класс, где их встретит учитель, который все расскажет, ответит на вопросы в случае необходимости... Но все не так. Мой ребенок учится в пятом классе и после просмотра каждого видеоурока идет ко мне и просит объяснить ему тот или другой момент. Я бы и рада, да не могу, потому что не знаю, как.

Есть и родители, которые считают ДО глупостью.

- Объявили бы лучше каникулы на все время карантина, - возмущается Дастан Б., чей сын учится в третьем классе. - Мой ребенок категорически отказывается смотреть видеоуроки и делать задания. Силой заставляем. Спрашивает: "Зачем? Я же дома, не в школе, почему должен заниматься?" Каждый раз - нервотрепка. И мы с женой страдаем, и он.

Учителя: стала чаще болеть голова

Что говорят о дистанционном обучении педагоги? Они не в восторге. Вот, к примеру, что агентству "Спутник" на условиях анонимности рассказали учителя из разных регионов.

- Больше всего достают проблемы с техникой, - сказала учительница математики из Ат-Баши (Нарынская область КР). - Интернет медленный, в телефоны не загружаются нужные программы. Поэтому онлайн-обучение ограничено видеоуроками по телевизору и общением со школьниками через известное бесплатное приложение. Оно не умолкает ни на минуту. Объясняешь, проверяешь, отвечаешь на вопросы и... не успеваешь все сделать вовремя. Складывается ощущение, что дети не понимают темы занятий. Кроме того, они подозрительно все быстро и без ошибок делают. В общем, мне такой формат получения учениками знаний не нравится. По крайней мере в том виде, в котором он действует в стране в данный момент.

- У меня всегда был простой кнопочный телефон, поэтому я не знала, как пользоваться приложениями, - объяснила преподаватель русского языка из Оша. - Также не умела работать на компьютере. Мне трудно проводить онлайн-уроки, помогает дочь. Она посвящает этому весь вечер и отстает от графика на своей работе. Я считаю, что дистанционные занятия неудобны как для учителей, так и для учеников. Этот метод неэффективен. Но приходится подстраиваться под ситуацию. Другого выхода нет.

- У меня был старый кнопочный телефон, но из-за дистанционного обучения пришлось потратиться и купить новый, - рассказала учительница киргизского языка из села Ак-Талаа (Нарынская область). - Потом возникали сложности в освоении приложений. Помогали дети. Чтобы приготовить трехминутный слайд, мы, немолодые сельские учителя, тратим по пять часов. Однажды я делала такое видео до четырех утра.

Мы постоянно звоним детям и спрашиваем, смотрят ли они уроки по телевизору, просим зайти в Интернет и выполнить упражнения. Нам даже неудобно за это перед их родителями. Особая ответственность лежит на классных руководителях. Много времени уходит на проверку домашних заданий. А еще отчитываемся перед директорами о том, как прошли уроки.

- Если бы дома, кроме телефона, были компьютер или ноутбук и доступный Интернет, дистанционное обучение проходило бы легко, - сказала учительница русского языка из Таласа. - Такой формат требует много времени. Мы стали ходить в обнимку с телефонами. Постоянно смотрим, что нам отправляют. От усталости у меня стала чаще болеть голова.

Тем временем

С восьмого апреля - дня, когда в республике начало действовать дистанционное обучение - нуждающимся семьям на безвозмездной основе предоставили почти 3,5 тысячи телевизоров. По данным минобразования и науки КР, больше всего их выделили жителям Джалал-Абадской области - 714. За ней следуют Чуйская (701), Баткенская (663), Иссык-Кульская (497), Нарынская (237), Ошская (119), Таласская (19) области. Бишкекчане получили 19 единиц техники.

Компетентно

Нурлан Омуров, замминистра образования:

- В свете борьбы с распространением коронавирусной инфекции переходные экзамены, скорее всего, будут организованы на основе успеваемости. Выпускные могут быть либо передвинуты, либо проводиться онлайн. Все будет зависеть от ситуации. Общереспубликанское тестирование (ОРТ) переносится на неопределенный срок. Проведение ОРТ онлайн, на наш взгляд, немного неправильно, выпускники смогут списывать какие-то задания.

С вузами в плане ДО немного легче, у них уже более-менее есть основа. По моим данным, примерно в 80 процентах высших учебных заведений внедрена информационная система AVN. Ее функционал позволяет проводить вебинары, обеспечивает обратную связь преподавателя со студентами. Есть образовательные порталы, куда каждый педагог загружает весь электронный учебно-методический комплекс по своей дисциплине, ссылки на разные источники для самостоятельной подготовки. И там есть своя система тестирования. В нее интегрирован электронный деканат, преподаватели выставляют оценки в электронные ведомости.