Любовь Духанина: Нужно создавать новые возможности в общем образовании

По данным экспертов, треть российских школьных учителей и преподавателей вузов уверены: переход на дистанционное обучение никак не повлияет на качество образования. Однако большая часть педагогов - 66 процентов - считают, что качество знаний снизится.
iStock

Как не допустить "провала"? Что важно предусмотреть в первую очередь, чтобы школа восстановилась после пандемии? Об этом рассуждает заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, доктор педагогических наук Любовь Духанина:

- Приходится признать, что многолетние вливания в информатизацию и цифровизацию школ не помогли справиться с вызовом перехода на дистанционное обучение. Четверо из десяти родителей, опрошенных Общероссийским народным фронтом и Фондом "Национальные ресурсы образования" убеждены: дистант ведет к снижению уровня знаний, дети программу не осваивают, а чтобы подтянуть результаты обучения, нужно будет заниматься дополнительно, в том числе летом и даже осенью. Важно и то, что все программы цифровизации до сих пор не учитывали имущественного неравенства. Поэтому сильнее всего пострадали дети из семей с низким достатком.

В ходе всероссийских опросов, проведенных ОНФ, выяснилось, что 14 процентов детей от 13 до 18 лет не могут выполнять все требования учителей, так как у них нет интернета или компьютера. 26 процентов родителей ответили, что просто не имеют возможности нормально организовать учебу из дома. Даже при необходимой технической оснащенности отсутствие подключения не позволило части школьников проходить обучение в период пандемии.

Министерство просвещения озвучило количество детей, которые фактически не имели возможности участвовать в дистанционном образовании: 700 тысяч!

Сегодня доступ в сеть при дистанционном обучении оплачивают родители. Это в корне противоречит законодательству в части обеспечения бесплатного доступа населения к образованию.

Успешность школьников оказалась в еще большей зависимости от материального благополучия и образовательного уровня семьи. Где это было возможно, родители нанимали репетиторов по скайпу, приобретали дополнительную технику, подключали мобильный интернет. А в некоторых населенных пунктах ученики были вынуждены влезать с телефоном на вышку, чтобы отправить учителю домашнее задание.

Коронавирус действительно подчеркнул образовательное неравенство, но не создал его. Мы просто его не хотели замечать.

На эти вызовы нельзя ответить усилением контроля. Диагностика по итогам эпидемии, конечно, будет проведена - и как бы мы не столкнулись с ее переизбытком. Всероссийские проверочные работы в школах запланированы Минпросвещения на осень 2020 года. Некоторые школы уже объявили родителям: в начале года детей ждет внутренний мониторинг, и готовиться к нему необходимо по рекомендуемым школой книгам - за подготовку, как можно догадаться, отвечает семья. Все это множит и так многочисленные стрессы. Люди устали от тестов. Им нужны возможности.

В сложившейся ситуации имеет смысл обсуждать, как максимально быстро компенсировать упущенное время обучения и какие общедоступные возможности должны быть созданы в системе общего образования в ближайшем будущем для того, чтобы чрезвычайные ситуации как можно меньше влияли на процесс обучения.

Мы должны надеяться на лучшее, но готовиться к наименее желательному сценарию: часть образовательной программы, по крайней мере, в начале года придется осваивать дистанционно. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, когда учеба в школах возобновится, за каждым классом должен быть закреплен отдельный кабинет для занятий и установлено отдельное время начала уроков и перемен. Нужно будет исключить общение разных классов во время перемен и прогулок. Рекомендуется сократить число учеников в классе, ежедневно измерять детям температуру бесконтактным способом, проводить лекции по гигиеническому воспитанию. Чтобы избежать массового скопления детей в вестибюле, гардеробах и коридорах, школам придется существенно пересмотреть привычное расписание, сократив часть очных занятий и их длительность. Только так можно организовать обучение не в одну-две, а в несколько смен, как того, по сути, требуют рекомендации.

На федеральном уровне нужно провести огромное количество подготовительной работы. Первая и самая важная задача на ближайшие два месяца - максимально обеспечить каждого школьника техникой на случай полного или частичного сохранения онлайн-формата обучения. Сейчас эту задачу взяли на себя бизнес, благотворительные фонды, обычные граждане, которые передают детям в пользование ноутбуки, планшеты и смартфоны.

Нужно исправить выявленные ошибки онлайн-платформ, найти средства на оплату дополнительной работы учителей, методистов и тьюторов. Необходимо разработать несколько типовых программ обучения с использованием онлайн-курсов, учитывая, что группы учеников для эффективной работы в дистанционном режиме должны быть вдвое-втрое меньше привычных классных коллективов. Нужны методические рекомендации по учету и оплате рабочего времени педагогов в режиме дистанционного обучения.

Наконец, нужен простой и прагматичный аудит: что было создано в последние годы на средства госзаказа, грантов, субсидий в рамках многочисленных программ по обновлению содержания общего образования. Эти ресурсы должны быть быстро аккумулированы и под ключ переданы школам: онлайн-курсы для учителей и учеников, учебные пособия, предметные и проектные модули, системы заданий и консультаций с учеными.

Учебный год для многих школьников заканчивается досрочно. На этом фоне учителей вынуждают раньше времени уходить в ежегодный отпуск или брать несколько недель без содержания, чтобы они выходили на работу в августе для организации ЕГЭ. Между тем это время может и должно быть использовано для разработки внутришкольных программ преодоления отставания с опорой на все имеющиеся ресурсы. Необходимо провести также подготовительную работу с родителями, вместе определить, как будет происходить коррекция образовательных результатов для разных групп детей: в формате летних дополнительных программ, дистанционного обучения на онлайн-платформах, дополнительных индивидуальных занятий в течение года.

Чтобы в будущем подобных коллапсов не происходило, нужно создавать новые возможности в общем образовании, которые через 4-5 лет будут доступны детям вне зависимости от материального положения семьи. Их должны разрабатывать конкурирующие организации, которые смогут обеспечить и высокое качество, и постоянное обновление учебных ресурсов. Такая конкуренция может появиться, если средства на создание таких возможностей будут у школ, а не распределяться через одну централизованную закупку. Тогда, можно надеяться, что разговоры о "цифровой школе" станут реальностью и наша школьная система станет более устойчивой к потрясениям.

На проектирование новой школьной реальности - три летних месяца.