26.05.2020 13:04
    Поделиться

    Автопром столкнулся с крупнейшим падением розничных продаж

    Volkswagen Group и Groupe PSA до 2028 года вложат в свои проекты в России в общей сложности 68,6 миллиарда рублей. Таковы обязательства иностранных автоконцернов перед государством, согласно условиям специальных инвестиционных контрактов, заключенных с Минпромторгом РФ. "Российская газета" узнала, что конкретно пообещали представленные в Калуге автокомпании взамен господдержки.
    Сергей Красильщиков/ ТАСС

    Volkswagen становится одним из главных инвесторов в российском автопроме. По информации, появившейся в реестре федеральных специнвестконтрактов, компания готова затратить на развитие своих площадок 61,5 миллиарда рублей. Больше обязательства по СПИКу - около 70 миллиардов рублей - только у альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, выступившего единым фронтом с АвтоВАЗом. Что, впрочем, неудивительно, учитывая совокупные мощности четырех крупных производителей.

    Уточним: не все средства Volkswagen достанутся калужским заводам - автомобильному и двигателестроительному. Компания работает еще и на мощностях "Группы "ГАЗ" в Нижнем Новгороде, и часть суммы будет направлена на проекты, которые реализуются там. Но основной объем, безусловно, придется на ЦФО. При этом ранее, как утверждал Маркус Озегович, гендиректор российского подразделения марки, она уже инвестировала в РФ без малого два миллиарда евро.

    Согласно данным реестра, в рамках СПИКа Volkswagen освоит производство новых версий лифтбеков Skoda Octavia и Rapid, кроссоверов Skoda Kodiaq и Karoq. Но эти популярные на рынке автомобили собирают в России и сейчас. Поэтому более интересны планы по выпуску новинок. Их будет минимум три - кроссовер Volkswagen Tarek, некий "крупноразмерный внедорожник" и "модель компактного внедорожника". Поскольку официальные комментарии на этот счет пресс-служба марки не дает, эксперты принялись гадать, о каких машинах идет речь в двух последних случаях. Но выбирать у концерна есть из чего - и у Volkswagen, и у родственного бренда Skoda немало автомобилей сегмента SUV.

    Компаниям компенсируют утилизационный сбор, взимаемый за каждый выпущенный или импортированный автомобиль. Для них это жизненно важно

    Добавим, что ранее Маркус Озегович публично высказывал планы по расширению моторостроительного завода. Во-первых, компания намерена удвоить его мощности до 300 тысяч единиц продукции в год, ожидая, что она будет востребована не только в РФ, но и в других странах. Во-вторых, в линейку двигателей предполагалось включить турбированный агрегат на 1,4 литра. Пока в Калуге выпускают только атмосферные силовые установки с рабочим объемом 1,6 литра.

    У группы PSA, в которую входят французские бренды Peugeot, Citroen и немецкий Opel, в СПИК зафиксированы более скромные инвестиции - 7,1 миллиарда рублей. Но эти средства позволят компании увеличить локализацию коммерческих автомобилей, которые выпускали в Калуге и прежде, и возобновить сборку седанов Citroen C4 и Peugeot 408. Более того, на заводе должны начать производство "каблучков" на платформе В9 - это хорошо известные Peugeot Partner и Citroen Berlingo. В Европе такие машины уже не делают, а у нас при хорошей цене они вполне могут и "зайти", считают эксперты.

    Но главное - в PSA намерены наладить выпуск дизельных двигателей объемом 1,6 литра. Это увеличит общую долю локализации машин в РФ и разнообразит предложение для российских потребителей, у которых моторы на тяжелом топливе по-прежнему пользуются популярностью.

    Что получат автоконцерны в ответ на готовность вкладывать деньги в развитие своих проектов? Во-первых, неизменность условий работы, а во-вторых, так называемые промышленные субсидии. Они компенсируют компаниям утилизационный сбор, взимаемый за каждый выпущенный или импортированный автомобиль. С учетом нестабильного спроса на машины и, к сожалению, стабильного роста цен на них - это для производителей жизненно важно.

    Напомним, минувший месяц был назван участниками рынка "черным апрелем". Продажи на авторынке в этот период упали в годовом сравнении на 72,4 процента, чего не случалось ни в один из предыдущих кризисных периодов. Такому результату есть, конечно, объективное объяснение - большинство автосалонов не работали из-за периода ограничений по коронавирусу. Однако производители неспроста забили тревогу: в условиях финансовой нестабильности многие потенциальные потребители отложат дорогостоящую покупку до лучших времен.

    - Российская автомобильная промышленность столкнулась с крупнейшим месячным падением розничных продаж за всю историю статистических данных. "Черный апрель" 2020 года нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе - даже по их устойчивости. Чтобы в новой реальности оставаться рядом с клиентами, нам всем необходимо пробовать новые креативные форматы коммуникации и продаж. Несмотря на то что дилеры готовятся к перезапуску, я не ожидаю существенного роста продаж в мае, - прокомментировал ситуацию председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Томас Штэрцель.

    В этих условиях рухнуло и производство. В апреле выпуск легковых машин, по данным Росстата, упал на 79,2 процента. И по иронии судьбы тема инвестиций в автопром всплыла как раз в тот момент, когда на заводах заговорили о сокращении объемов продукции и рабочих кадров. Так, вышеупомянутый калужский завод Volkswagen уже уведомил региональные власти о том, что расстанется с 79 сотрудниками. Руководство компании ведет с ними переговоры о расторжении трудовых договоров по соглашению сторон с выплатой компенсаций и предоставлением предусмотренных Трудовым кодексом гарантий. При этом 50 человек уже давно находятся в так называемом простое, а 339 - работают удаленно. И тем грандиознее кажутся проекты, которые компания уже пообещала реализовать.

    Поделиться