Герой киргизского эпоса явился к советскому художнику во сне

Совет немцев КР
В перекрестный год России и Киргизии "РГ" продолжает рассказывать о людях, внесших значительный вклад в развитие сотрудничества и связей между двумя странами. Среди них особо заметную роль сыграл Теодор Герцен - член Союза художников СССР, народный художник КР. В этом году ему бы исполнилось 85 лет.

Два Теодора

В 1930-годах многие граждане СССР, в пятой графе паспорта которых значилась национальность "немец", в принудительном порядке меняли место жительства. Не миновал этого и Теодор Гергардович Герцен, родившийся на Украине, где его предки проживали больше двухсот лет.

Советских немцев в ту пору расселяли в основном в северных областях горной республики. Теодора Гергардовича поселили в селе Орловка (ныне Ак-Дебе, - Прим. ред.). Герцен устроился работать учителем рисования в школу, а в свободное время писал так полюбившиеся ему горные пейзажи. Делал он и репродукции полотен известных мастеров, с помощью которых знакомил местное население с мировыми шедеврами живописи. Школьный учитель устраивал небольшие выставки, где рассказывал о художниках и их работах. Здесь же - в киргизском селе - чуть позже он встретил свою любовь на всю жизнь.

В 1935 году у четы Герценых родился мальчик - Теодор-младший. Когда малышу исполнилось года четыре, отец стал замечать, как мальчика увлекают краски. Ребенок подолгу любовался их разноцветием. Он любил смотреть на то, как на холстах отца появлялись горы и реки, небо с облаками, цветущие деревья. Мальчик и сам нередко брал кисть и, макнув в понравившуюся краску, пытался выводить что-то на бумаге. Отец поощрял увлечение сына и стал его первым учителем рисования.

Маленькому Теодору едва минуло семь лет, когда началась война. Отца на фронт не взяли, но послужить Родине ему довелось. Большую часть немцев, уже освоившихся в Киргизии, отправили работать на предприятия, эвакуированные на Урал. В Орловке остались женщины и дети, которые работали в полях и на фермах.

О трудностях, которые выпали на долю киргизских сельчан, впоследствии расскажут картины Герцена "Ушли мужчины", "Письмо на фронт" и другие работы, которые потом будут представлены в 1980 году на всесоюзной выставке картин, посвященной 45-летию Победы.

Сельская выставка

Закончилась война. Герцен-старший вернулся с трудового фронта. Теперь поднимать нужно было местное хозяйство. Работы было непочатый край, так что о желании пойти по стопам отца и стать художником молодому Теодору пришлось на время забыть. Лишь в 1959 году Герцен-младший смог поступить во Фрунзенское художественное училище. Окончив его с отличием, молодой человек заболел "строгановкой" (Московская художественно-промышленная академия имени Строганова. - Прим. ред.).

Основанное в 1825 году меценатом Сергеем Строгановым, это учебное заведение считалось одним из лучших в мире. Среди его выпускников были знаменитый русский график Игнатий Нивинский, Людмила и Владимир Маяковские, Федор Федоровский и многие другие мастера живописи. Желание Герцена учиться у лучших российских преподавателей, перенимать их знания и опыт, было огромным.

С первого раза Теодору-младшему поступить московский вуз не удалось. Он опоздал с подачей документов. Пришлось возвращаться в родное село, чему весьма обрадовался председатель колхоза. Молодому художнику сразу поручили писать различные лозунги и транспаранты, рисовать стенгазеты. Для стимула ему даже выделили под мастерскую полуразрушенное здание бывшего клуба. Правда, с условием, что он его отремонтирует и украсит.

Работал художник не покладая рук, и времени на занятия живописью практически не оставалось. Но Теодор-младший знал, насколько от качества труда зависит его будущее. Руководство колхоза пообещало молодому человеку дать отличную характеристику, которая в те времена увеличивала шансы на поступление.

Меньше чем за год отец с сыном отремонтировали клуб и, чтобы отметить это событие, устроили первую в истории села большую выставку картин. Она имела огромный успех. Многие сельчане, пришедшие посмотреть работы художников, были удивлены, увидев на полотнах себя или знакомый пейзаж. Событие было настолько грандиозным, что о нем написали не только областные, но и республиканские газеты. Причем как на русском, так и на киргизском языках.

Сон в руку

Сегодня для того чтобы познакомиться с творчеством мастера, не нужно идти в выставочный зал. Монументальные работы Теодора Теодоровича Герцена можно найти во всех уголках Киргизии. К примеру, его величественная фреска "Отдых" встречает гостей в Кеминском районе по дороге на Иссык-Куль. Другая - украшает фасад здания бывшей швейной фабрики имени ВЛКСМ. Герцену доверили расписать и Киргизский театр драмы. Но особенно много сил и времени художник отдал одной из самых своих сложных работ - темпере "Женщина", украсившей Сокулукский район.

Темперную живопись многие художники считают наиболее коварной. В ней используется быстросохнущая краска на натуральной яичной эмульсии. Наносится она быстрыми ритмичными движениями и не позволяет несколько раз проводить кистью по одному месту. Так что выполнить масштабную по размерам работу было делом непростым.

Не менее известной стала картина "Табунщик", которая в свое время украшала обычную столовую в совхозе "Сон-Куль". Кстати, после распада СССР и приватизации новые владельцы здания сохранили работу Герцена-младшего, и она стала местной достопримечательностью.

Сегодня в поселке Ак-Дебе Таласской области действует единственный в республике сельский музей изобразительного искусства. В нем выставлены уникальные полотна двух Теодоров Герценых - отца и сына. Односельчане бережно хранят память о знаменитых земляках. Здесь же вскоре готовятся провести памятные мероприятия в честь юбилея художника - немца по национальности, русского по стилю, киргиза по духу.

P.S.

Автор материала благодарит Общественное объединение "Совет немцев Киргизстана" за помощь в подготовке материала.

Кстати

Немецкий "манасчи"

Сам Герцен-младший называл своей самой яркой работой цикл иллюстраций к киргизскому эпосу "Манас", который сегодня считается самым объемным в мире и признан ЮНЕСКО объектом нематериального наследия человечества.

- Я был близко знаком с Теодором Теодоровичем и являюсь поклонником его творчества, - рассказал корреспонденту "РГ" экс-вице-премьер Киргизии Валерий Диль. - Однажды он мне признался, что в его работах к эпосу не обошлось без божественного провидения. Кстати, Теодор Теодорович, как и его отец, был человеком глубоко верующим. Поэтому случившееся оказало на него большое впечатление. По его рассказу, он делал наброски карандашом на бумаге. Было за полночь, а нужный эскиз не получался. Теодор Теодорович решил продолжить работу утром. В ту ночь он увидел во сне, как должен выглядеть Манас и его сподвижники. Утром по памяти он сделал сразу восемь эскизов, которые впоследствии украсили издание эпоса. Когда "Манас" с иллюстрациями от Герцена был опубликован, многие признали, что только одаренный и необыкновенно трудоспособный человек, испытывающий подлинную любовь к этой земле, ее людям, ее истории и искусству, смог дерзнуть в одиночку выполнить подобный труд. Сегодня образ Манаса в интерпретации Теодора Теодоровича считается одним из самых значительных произведений киргизского изобразительного искусства.