Организация образовательного процесса начинается с обращения в Центр занятости населения Санкт-Петербурга. Как рассказала директор центра Юлия Горохова, в настоящее время переобучение ведется в рамках сразу нескольких национальных проектов, в том числе проекта "Демография", который дает возможность переобучения гражданам старше 50 лет, женщинам в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, за которыми сохраняется место работы, и неработающим мамам дошкольников.
- У нас есть несколько образовательных программ, - рассказала она, - ими можно воспользоваться в разных целях: от обучения "с ноля" тем специальностям, которые в данный момент необходимы промышленным предприятиям города, до развития компетенций и переобучения в целях сохранения трудового коллектива. Всегда легче работать с сотрудником, уже настроенным положительно и ценящим свое место, чем ввести в производственный процесс нового.
В соответствии с требованиями особого режима большинство образовательных процессов сейчас переведены в онлайн. Это, кстати, не потребовало особых усилий, так как дистанционное профобучение петербургский ЦЗН практикует с прошлого года. Дистанционные технологии позволяют использовать лучшие практики не только Петербурга, но и всей страны. Например, специалисты Санкт-Петербургского центра последипломного образования работников здравоохранения ФМБА России, которые организуют курсы повышения квалификации для медиков всех уровней и всех регионов России, сами проходят обучение в Государственной академии промышленного менеджмента имени Пастухова.
- Мы все находимся в ситуации турбулентности, связанной с пандемией. Но этот своего рода кризис мы рассматриваем не как катастрофу, а как новые возможности, - рассказала корреспонденту "РГ" директор центра Ирина Бахтина. - И я сочла необходимым использовать время дистанционной работы своих сотрудников для повышения их квалификации. В силу того, что у нас хорошо представлен контингент 50+ (это люди опытные, но еще активные), мы подходим под требования нацпроекта "Демография".
Наиболее актуальным Ирина Бахтина сочла обучение по программе "Системы менеджмента качества для повышения эффективности управления организацией", то есть фактически обучение антикризисному управлению: "Как выйти из ситуации с достоинством и новым опытом". С преподавателями взаимодействуют девять человек: участвуют в вебинарах и видеоконференциях, выполняют задания на специальных образовательных платформах.
Специалисты ФМБА в свою очередь ведут обучение медиков в том же режиме - дистанционно. И уже организовали первый вебинар на тему совершенствования и приобретения новых компетенций для работы в условиях пандемии. "Практику наши слушатели получают прямо на рабочем месте, а с теорией мы им поможем", - поясняет Бахтина. Кстати, у ЦЗН тоже есть программы переобучения работников здравоохранения. Например, под реализацию проекта "Бережливая поликлиника" 55 городских больниц, поликлиник и диспансеров обучили своих сотрудников компьютерной грамотности. По заявке Центра занятости Центрального района у Ирины Бахтиной обучили шесть специалистов, от Выборгского района заявка сейчас формируется.
Знания, полученные по программе повышения квалификации, можно сразу же применять на практике.
- Наше обучение построено на участии в проектах, только так можно добиться высокой эффективности, - рассказала ректор Академии Пастухова Нина Аниськина. - При этом сами проекты созданы на основе информации из той сферы деятельности, из которой приходят слушатели. Потому что успех зависит от степени вовлеченности.
Теоретические модули преподаватели академии обязательно сопровождают практическими занятиями, результат которых разбирают и анализируют публично. Это позволяет наладить горизонтальные связи в рамках одной компании, познакомить ее сотрудников с большим числом особенностей работы, увидеть свой участок ответственности глазами коллеги и после этого устранить некие "шероховатости на стыках", а заодно взаимно обогатиться за счет обмена опытом. Такое командообразование, работу с конфликтами, то есть перевод системы управления в целом с функционального на процессный подход, крайне трудно вести в дистанционном формате, который сейчас обязателен для образовательных организаций. Однако с помощью современных технологий эти сложности можно минимизировать.
- Zoom, к примеру, позволяет проводить семинары, когда мы все одновременно видим друг друга, можем анализировать презентации, слушать доклады и задавать вопросы, - продолжает Аниськина. - А поскольку я вижу реакцию каждого участника, то могу вовлечь в дискуссию тех, кто заскучал, или отвлекся, или не понял.
Специалистов 50+ ректор Академии Пастухова считает наиболее перспективной аудиторией: дети уже выросли, профессионально человек состоялся, а сил еще много. Но здесь программы рассчитаны на руководителей разного уровня, которые в силу занимаемых должностей свободно пользуются гаджетами и цифровыми технологиями. Однако переобучение и повышение квалификации, в том числе дистанционно, возможно для работников всех уровней. Например, петербургский центр психологического развития и консультирования "Орион-С", который много лет работает с РЖД, организовал для железнодорожников сразу две новые программы. Точнее, существенно доработал их с учетом текущей ситуации и пандемии коронавируса. Первая - "Обеспечение безопасного труда на объектах железнодорожного транспорта в условиях высокой неопределенности внешней среды и событий с высоким уровнем стрессогенности для персонала и населения" - рассчитана на тех, кто работает непосредственно с техникой, грузами, оборудованием, - бригадиров, мастеров, начальников участков. Вторая - "Управление изменениями на объектах железнодорожного транспорта в режиме дистанционной работы и условиях высокой неопределенности внешней среды" - на инженеров и сотрудников, которые раньше обеспечивали работу железнодорожных объектов из офиса и были переведены на удаленную работу из дома.
- Железная дорога не может остановить работу, но обязана была перестроить ее в соответствии с новыми требованиями безопасности, - поясняет руководитель образовательного центра Юлия Смирнова. - Привычные связи и способы организации работы были нарушены в результате пандемии, и мы учили сотрудников РЖД справляться с этим, учитывать новые вводные. Например, что железная дорога и так является источником повышенной опасности, но к этому добавилась угроза заражения, которой надо противостоять. Или что распоряжение руководства невозможно оперативно завизировать подписью и печатью.
В "Орион-С" работу в этом направлении построили на знакомстве обучающихся с формами и методами дистанционной командной работы, а также помогли им научиться справляться с психологическими трудностями - например, от пребывания в карантине - и дополнительными стрессами от ситуации в мире. Дополнительный блок - знакомство с цифровыми технологиями для тех, кто в этом нуждается. Чаще всего это слушатели старшей возрастной группы.
- Обучение помогло работникам адаптироваться к сегодняшней ситуации, - пояснила Илона Полстайнен, начальник отдела развития и обучения службы управления персоналом Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД", - разобраться с возможностями нового режима работы. И одновременно с помощью квалифицированных психологов были отработаны навыки, как справляться со стрессом. Эту работу проделали в обеих группах - и тех, кого перевели на удаленную работу, и тех, кто обязан выходить на смену каждый день. Их дополнительно учили, как оберегать и себя, и окружающих.
По словам представителя РЖД, обучение работников по данным программам будет продолжаться. При этом каждый раз сотрудники образовательного центра несколько модернизируют обучение в соответствии с требованиями текущего момента и пожеланиями заказчика.
- Приемы, которые мы показывали, мы сразу же предлагали приложить к организации своей работы, - рассказывает руководитель "Орион-С", - то есть к уже накопленному опыту применялись новые инструменты. А с учетом того, что работа была организована в малых группах, при обсуждении их подходов создавался накопительный эффект.
Так же, как и ректор Академии Пастухова, Юлия Смирнова отмечает, что совместное обучение сотрудников из разных зон ответственности позволяет найти решение проблем, которые существовали и раньше, но не обсуждались из-за отсутствия механизма для подобных дискуссий. У нее в одной из групп смогли проанализировать и изменить ситуацию сотрудники подразделения, которое занимается обеспечением средствами индивидуальной защиты, и те, кто пользуется СИЗ в процессе работы.
Помимо отладки производственных процессов, повышение квалификации приносит самим работникам определенную выгоду, в том числе материальную.
- У нас выстроена целая система поощрения сотрудников, - поясняет Ирина Бахтина. - Во-первых, это бонусы за приверженность организации, то есть доплата за срок работы. А кроме того, знания об управлении процессами дают возможность строить работу более эффективно и получать прибыль - и организации, и тому, кто это обеспечил.
Всего в рамках нацпроекта "Демография" при содействии ЦЗН сегодня проходят обучение 407 человек - 172 мамы с детьми и 235 петербуржцев старшего возраста. Но в течение мая - июня на курсы планируется направить еще более пятисот человек, и в их число войдут в том числе безработные граждане. Эта работа ведется постоянно - сейчас учатся более 700 человек, но в ближайшее время эта услуга может стать особенно востребованной. Юлия Горохова склонна оценивать сегодняшние тенденции на рынке труда как негативные. Уже сейчас в Санкт-Петербурге количество официально зарегистрированных безработных более чем в полтора раза превышает количество вакансий, официально зарегистрированных в банке городского центра занятости населения, и в ближайшее время оно вырастет еще. Поэтому ЦЗН готов работать по запросам предприятий и готовить для них необходимых сотрудников.
А вот тем работодателям, кто хотел бы сохранить рабочие места, но при этом увеличить КПД своих сотрудников, стоит поторопиться. Сейчас, в условиях ограниченной работы многих учреждений, необходимые документы можно направить удаленно. Специалисты районных агентств занятости также дистанционно проконсультируют соискателей о том, как организовать процедуру обучения сотрудников наиболее эффективно и быстро. А если повысить, сменить квалификацию или приобрести новые профессиональные навыки для нескольких сотрудников необходимо еще более оперативно, можно воспользоваться образовательным сертификатом.