Вопросов много, ответов нет
Как отмечают в профильном ведомстве, в данный момент под так называемой "удаленкой" в Трудовом кодексе (ТК) рассматривается только ситуация, при которой исполняются обязанности, "связанные с производством потребительских и ремесленных товаров с использованием инструментов и механизмов работодателя либо самого сотрудника". "Сегодня ко всем категориям трудящихся подобную норму применить нельзя", - объяснили в министерстве.
Другой момент, требующий немедленного реагирования, - невозможность юридически закрепить трудовые отношения при "удаленке".
- Большинство киргизстанцев, которые из-за режима ЧП работают или работали дома, не заключали никаких отдельных договоров на этот период. Их просто перевели на новый формат, попросили, так сказать, войти в положение. При этом зачастую платят людям при том же объеме работы меньше, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства. А если с сотрудником при удаленном выполнении им служебных обязанностей случится какая-то беда? Должен ли тогда работодатель нести ответственность? Есть и другие вопросы, но ответов на них нет, - говорит юрист Николай Вавилов.
По мнению экспертов, подобная ситуация сложилась потому, что в законодательстве КР отсутствует понятие "дистанционный работник". С этим согласны и чиновники. Поэтому они предлагают включить в Трудовой кодекс несколько новых статей под общим названием "Особенности регулирования труда дистанционных работников".
Только с согласия сотрудника
Какую работу предлагается считать дистанционной? Это выполнение трудовой функции, определенной договором, вне места нахождения работодателя, его структурных подразделений, вне стационарного рабочего места, территории или объекта. При этом должно выполняться одно из условий - наличие и применение сетей общего пользования, например Интернета или мобильной связи, для осуществления обязанностей и взаимодействия с работодателем.
Режим дистанционной трудовой деятельности, что важно, может быть установлен с согласия сотрудника (либо по его заявлению) с заключением соответствующего отдельного договора и подписанием приказа. Согласия не потребуется только в случае введения режимов чрезвычайного положения, ситуации, военного положения или наступления форс-мажорных обстоятельств.
Если сотрудник отправляется на "удаленку", работодатель должен обеспечить его средствами коммуникации и оплатить расходы на их установку и обслуживание. По соглашению сторон могут возмещаться и иные расходы, связанные с выполнением работы, например затраты на электроэнергию или транспорт.
Что касается вознаграждения, то порядок его начисления и оплаты будет определять работодатель с учетом норм трудового законодательства страны. В министерстве, кроме прочего, предлагают обязать последнего утверждать отдельные правила охраны труда на "удаленке".
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасности, установленные Трудовым кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами республики, на дистанционных работников не распространяются, - подчеркнули в ведомстве.
Электронный договор
Ввиду того, что деловое общение на "удаленке" будет осуществляться в основном посредством Интернета, в министерстве предлагают ввести в законодательство возможность заключения трудового договора в электронной форме. Кроме того, в ведомстве вообще планируют с помощью изменений легализовать онлайн-оборот необходимых бумаг.
Так, в частности, в одной из новых норм утверждается: "Взаимодействие дистанционного работника и работодателя допускается путем обмена электронными документами с использованием электронных подписей... В случаях если работник должен быть ознакомлен с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, он может быть ознакомлен с ними путем обмена электронными документами... Если работник обязан обратиться к работодателю с заявлением, предоставить ему объяснения либо другую информацию, то он может сделать это в форме электронного документа".
- После закрепления новых норм в трудовом законодательстве появится юридическая возможность организовывать удаленную работу сотрудников у них дома, - отметили в минтруда КР.
Наргиза Абдраимова, управляющий партнер юридической компании:
- Мы решили заранее обезопасить сотрудников и максимально сократить физические контакты еще до введения чрезвычайного положения, поэтому с 16 марта компания перешла на онлайн-формат. Решение принимали быстро: предстояло перенести всю нашу базу в облачные хранилища, договориться с сотрудниками о порядке работы в новом формате, выстроить коммуникации. В общей сложности подготовка заняла несколько дней.
Количество оказываемых услуг пришлось сократить. Если раньше мы, например, предлагали свою помощь при лицензировании и регистрации юридических лиц, то сейчас предоставляем только те услуги, которые не требуют контакта с госорганами: проводим консультации, занимаемся экспертизой и исследованием документов.
С введением ЧП многие предприниматели оказались в сложной ситуации, поскольку никто не был готов к форс-мажору и резкому переходу на удаленную работу. Когда стало понятно, что горожане минимум месяц просидят дома, клиенты начали звонить с просьбой об онлайн-консультациях, а организации - просить провести вебинары.
Часть услуг на "удаленке" мы оказывали платно, часть - бесплатно. На платной основе, к примеру, проводили корпоративные онлайн-консультации. Что это такое? Мы организовывали вебинары с бухгалтерами, кадровиками и другими ключевыми сотрудниками компании и отвечали на их вопросы. Такие индивидуальные вебинары удобны, потому что мы обсуждаем конкретные моменты, сохраняя при этом коммерческую тайну.
Мы планируем частично оставаться на "удаленке" даже после отмены режима ЧП. Сотрудникам нравится такой формат, но они хотели бы посещать офис для встреч с клиентами и решения неотложных задач. Кроме того, мы решили ориентироваться не на количество рабочих часов, а на результативность по конкретным проектам.