Дмитрий Михайлович, кажется, вузы перестроились на дистант почти сразу, в отличие от школ. Почему?
Дмитрий Рогозин: О перестройке говорить не приходится. Адаптация, шоковая терапия и стрессоустойчивость - вот главные спутники текущих изменений. Различия начинаются с восприятия себя в этом процессе, возможности принимать самостоятельные решения, выбирать. И вот тут школа сильно проигрывает вузам. Университеты изначально построены на свободной, либеральной модели передачи знания. Средняя школа в России по большей части - это институт с жесткими регламентами и форматами коммуникации, которые не всегда поддаются преобразованию в онлайн.
Что оказалось самым сложным для студентов на удаленке?
Дмитрий Рогозин: Самое сложное, как ни странно, - за рамками учебного процесса. Первое - резкое падение подвижности и мобильности, отсутствие общения со сверстниками, комнатная изоляция. Для молодежи это колоссальный стресс. Второе - неопределенность. От сессии до сессии живут студенты весело. Но только когда правила сессии понятны, устойчивы, предсказуемы. А что сейчас? Как сдавать экзамены в дистанционном формате? Как их будут оценивать преподаватели? Как это отразится на зачетках? Неопределенность самого ближайшего будущего комкает настоящее.
Еще одно: как бы мы ни относились к своему дому, чаще всего наше жилье непригодно для постоянного пребывания. Добавить к этому потерю так нужной во всех возрастах дистанции с теми, кто живет вместе, - и мы еще будем удивляться малому количеству нервных стрессов, которые сейчас фиксируют психологи.
Вы проводили опрос и среди преподавателей. Там схожие проблемы?
Дмитрий Рогозин: Конечно. Различие лишь в степени нагрузки. У преподавателя ее намного больше: нужно не только адаптироваться самому, но помогать студентам, нести ответственность за тех, кто так или иначе зависит от твоих решений и действий. Поэтому преподаватели с большим скепсисом относятся к дистанционному образованию. Но этот скепсис оправдан. Преподаватели, которые сейчас критикуют дистанционный формат, на самом деле, - реальные помощники для его становления и развития. Только в критике и разборе ошибок можно получить новые знания, адаптироваться к происходящему.
Кембридж переводит все лекции в новом учебном году в онлайн. Это нормально?
Дмитрий Рогозин: Кембридж, как и любой другой современный вуз, уверен, никогда не перейдет на тотальный дистант. Скорее речь о прогнозе пандемии и рисках, которые грозят всему образовательному процессу. Легче сделать радикальный ход, и постепенно смягчать условия, чем закрывать глаза на происходящее. Надо говорить о гибридных формах образования, когда лекции, часть семинаров могут проходить в онлайне, делая более осмысленными очные встречи.