Как российские ученые разрабатывают вакцину от коронавируса

Какие секреты при создании вакцины ученые никогда не расскажут? Кто первым нанесет решающий удар по вирусу? Как максимально усилить иммунный ответ? Об этом корреспондент "РГ" беседует с заместителем директора Института биоорганической химии им. Шемякина и Овчинникова РАН, доктором химических наук Иваном Смирновым.
GettyImages

Иван Витальевич, в мире настоящая гонка за новой вакциной. Одни ученые делают упор на традиционные "живые", другие - на новейшие рекомбинантные. Почему такая разноголосица?

Иван Смирнов: В любой вакцине надо соблюдать несколько условий, порой взаимоисключающих. Например, скорость создания и безопасность. Самый быстрый способ традиционный - получить вакцину от живых ослабленных вирусов. Но он и наиболее опасный. При определенных условиях эффект может быть ровно противоположный: вместо помощи вы человека заразите. Поэтому многие лаборатории работают над принципиально иным видом вакцин - рекомбинантными. Главное их преимущество - они вообще не могут заразить.

Это те самые природоподобные вакцины, о которых столько говорят?

Иван Смирнов: Совершенно верно. Точнее их назвать вирусоподобными. Ведь что такое вирус? Шарик, на его поверхности расположены белки, а внутри - оболочка без внутренней начинки. Она повторяет природный вирус, но без генетической информации. Поэтому и не может заразить. В мире уже есть много рекомбинантных вакцин, созданных на основе самых разных вирусоподобных частиц. На таком принципе мы сейчас разрабатываем вакцину против коронавируса. Это гибрид из белков вируса гепатита В и фрагментов белков коронавируса. Подчеркну: берутся не все его белки, а только наиболее специфические для этой болезни.

Как выглядит такая конструкция?

Иван Смирнов: Вирус гепатита используется как своеобразная платформа, на которую сажаем фрагменты белка вируса. И все это отправляется в клетки человека. Там эту конструкцию встречает иммунитет, начинает на этого чужака реагировать, вырабатывая антитела. И когда в следующий раз вирус с такими же фрагментами белка попадет в организм, то иммунитет уже хорошо помнит, что это опасно. И даст ответ.

Почему вы взяли вирус именно гепатита В?

Иван Смирнов: При выборе важны несколько факторов. Скажем, платформа должна работать как усилитель иммунного ответа. Дело в том, что сам белок вируса, по наводке которого иммунитет его распознает, для роли стимулятора отпора мало подходит. На него иммунитет дает слабый ответ. И ученые идут на хитрость: подключают сильную платформу. В нашем случае - вирус гепатита В. С ним мы уже работали. Создана вакцина на основе такой платформы, одобренная к применению против одной из опасных инфекций.

Вы разрабатываете еще одну вакцину, у которой нет аналогов в мире. В чем ее суть?

Иван Смирнов: Мы объединили два подхода: применение вирусоподобных частиц и ДНК-вакцины. В чем суть последней? Иммунитет может распознать чужака разными способами. Один из них - реакция на белок вируса. О чем мы уже говорили. ДНК-вакцина работает иначе. Она искусственно вводится внутрь клетки и выпускает там свой генетический аппарат. В клетке начинает нарабатываться большое количество специфических белков вируса, а уже на них иммунитет производит антитела. Так вот, мы впервые совместили две технологии. Фрагменты ДНК, которые кодируют белки вируса, и сами эти белки объединили и упаковали в очень маленькие шарики - липосомы. Поскольку наша клетка имеет похожий липосомный слой, который отделяет ее внешнюю среду от внутренней, то липосома легко проникает внутрь клетки, вводя туда и белок чужака и его ДНК. Такое сочетание намного усиливает иммунный ответ. Что является главной задачей любой вакцины.

Вакцины сконструированы. Впереди доклинические испытания, в том числе на трансгенных мышах

На какой стадии создание ваших вакцин?

Иван Смирнов: Первые результаты ожидаем в середине лета. Вакцины сконструированы. Впереди разные доклинические испытания, в том числе и на трансгенных мышах. Их создают специально, так как для обычных мышей этот вирус не опасен. Проверка на таких животных ожидается к середине осени. Если все пройдет нормально, перейдем к клиническим испытаниям.

Между учеными идет обмен информацией? Президенты академий к этому призывают.

Иван Смирнов: О работах коллег ученые узнают в основном из публикаций. Например, можно прочитать, что вызывает иммунный ответ, а что нет, каковы результаты доклинических и клинических испытаний. Но как конкретно выглядит та или иная вакцина - секрет. И это нормальная ситуация. Секрет лекарств никто не раскрывает.

Справка "РГ"

В мире разрабатывается более 100 вакцин против коронавируса. Около десяти уже вышли на стадию клинических испытаний. Еще никогда ученым не приходилось работать в такой спешке, поэтому очень сложно сказать, когда начнется широкое применение вакцин. Большинство экспертов считают, что они станут доступными к середине 2021 года, примерно через 12-18 месяцев после начала в марте вспышки COVID-19 в Китае.