ЕДС был создан летом 2018 года. На нем аккумулировались средства, поступающие, грубо говоря, от борьбы с коррупцией в Киргизии. За время существования на счет поступило более двух миллиардов сомов от Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями, Генеральной прокуратуры, Госкомитета национальной безопасности, министерства внутренних дел.
Большую часть этих средств потратили на строительство новых корпусов в школах Бишкека и Оша -южной столицы республики.
В феврале 2020 года президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков поручил Совету безопасности рассмотреть вопрос о целесообразности функционирования единого депозитного счета. Как оказалось, на имя главы государства начали поступать жалобы от предпринимателей на силовиков, которые, по мнению представителей деловых кругов, "устроили соревнование, кто больше перечислит денег на ЕДС". При этом они нарушали права бизнес-сообществ страны.
Правительству КР понадобилось более трех месяцев для того, чтобы разработать необходимую нормативно-правовую основу для ликвидации единого депозитного счета. Однако стоит отметить, что сама схема, по которой работали правоохранительные органы, останется.
В министерстве финансов предлагают зачислять в полном объеме возмещаемые средства вместо ЕДС сначала на казначейские депозитные счета правоохранительных органов, оттуда распределять в республиканский и местные бюджеты, а также бюджеты Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.
Как отметили в минфине, речь идет о средствах, "поступивших в ходе досудебного производства по преступлениям и проступкам, на основании постановлений следователей правоохранительных органов (прокуроров), вступивших в законную силу судебных решений..., за исключением возмещений ущерба хозяйствующих субъектов с государственной долей более 51 процента".
Отслеживать движение денег, вести их учет будет министерство финансов КР.
Перестанут ли теперь силовики соревноваться друг с другом и нарушать права бизнеса? По мнению исполнительного директора Международного делового совета Аскара Сыдыкова, главное условие для этого - скорее, не закрытие единого депозитного счета, а отмена практики стимулирования работы правоохранительных органов, когда они получали определенный процент с перечисленных на ЕДС средств.
Было ли это сделано вместе с ликвидацией счета - неизвестно.