В Киргизии введут запрет на вывоз горючего местного производства

Министерство экономики КР вводит временный запрет на вывоз из Киргизии горюче-смазочных материалов, которые были произведены на территории страны. Это делается для обеспечения нужд населения в нефтепродуктах.

По данным ведомства, в последние несколько лет в Киргизии благодаря значительным инвестициям и строительству новых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) удалось нарастить объемы производства ГСМ. Несмотря на это, полностью покрыть потребность в топливе за счет местной продукции не удается.

В 2019 году в республику из России, которая является главным поставщиком горюче-смазочных материалов, на беспошлинной основе импортировали 655 тысяч тонн бензина и 423 тысячи тонны дизельного топлива. В то же время местные НПЗ произвели 103 тысячи тонны бензина и 81 тысячу дизельного топлива. Это, как отмечают в минэкономике, в два раза меньше, чем в 2018-м.

В прошлом году из КР было экспортировано почти 40 тысяч тонн ГСМ местного производства. В основном в Таджикистан и Узбекистан. В министерстве считают, что вывоз топлива в таких количествах негативно сказывается на топливном рынке страны.

Как долго будет действовать запрет - в ведомстве не сообщили.

Ранее в экспертном сообществе Киргизии заявляли о бесполезности построенных в республике двух нефтеперерабатывающих заводов - в Кара-Балте и Токмаке. Предприятия, как заявляли в правительстве, должны были снизить зависимость Киргизии от импортных ГСМ и обеспечить стабильность цен на бензин и дизтопливо. Но реальность такова, что эти НПЗ, которые вместе могут перерабатывать 1,2 миллиона тонн сырой нефти ежегодно, загружены лишь на 30-40 процентов от своей мощности.

Причина в острой нехватке сырья для переработки. В республике в среднем год добывают от 100 до 200 тысяч тонн нефти. Этого количества крайне мало для полноценной работы всех НПЗ в Киргизии. Единственный выход из ситуации - поставки извне, а единственный, кто может это делать, - Россия. Но все не так просто, как кажется.

Российская Федерация, насколько известно, готова завозить "черное золото" в республику, причем на беспошлинной основе. Но с условием, что поставки будут покрывать только потребности внутреннего рынка КР. Не должно быть никакого реэкспорта ни нефти, ни произведенного из нее топлива.

Беспошлинный формат поставок значительно удешевляет сырье для принимающей стороны. Таким образом, к примеру, на бензине и дизельном топливе из России Киргизия ежегодно экономит десятки миллионов долларов. Казалось бы, в чем проблема? А вот в чем: владельцы НПЗ недовольны тем, что полученную после переработки беспошлинной российской нефти продукцию нельзя экспортировать за рубеж. В первую очередь это касается заводов в Кара-Балте и Токмаке, построенных на средства китайских инвесторов. Им нужна хорошая прибыль, получить которую только на внутреннем рынке КР сложно.

В результате Киргизия сегодня, как подтверждают в минэкономике, не импортирует нефть из России. Республиканские НПЗ используют для работы частично местное сырье, частично - из Казахстана. Поставляемого количества как раз хватает на то, чтобы загрузить предприятия на те самые 30-40 процентов. Получаемое топливо уходит на экспорт в Таджикистан, Узбекистан и Афганистан, реализуется оно и на внутреннем рынке через заправочные станции.

Правда, водители в большинстве своем предпочитают заправлять своих "железных коней" российским бензином и дизельным топливом.

Тем временем

Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" начнет действовать на территории КР в 2023 году. Соответствующее ходатайство киргизской стороны удовлетворила Евразийская экономическая комиссия.

Сроки ввода регламента в действие передвинули на два года в связи с тем, что НПЗ республики не успеют завершить все требуемые технологические преобразования для производства только высокоэкологичного топлива классов "Евро-4" и "Евро-5".

- Сейчас в Киргизии действуют восемь НПЗ, все они ведут работу по поиску инвесторов и модернизации производства для выполнения требований регламента. Поэтому было инициировано продление переходного периода до 2023 года - говорится в официальном сообщении правительства.